АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(495) 728-64-32
Поиск:
Новости

Новости

Возврат к списку

Предыдущая Следующая
28.06.2016

О необходимости скорейшего выпуска приказа Минздрава России о электронном документообороте

В январе-феврале 2016г. Комитетом Национальной Медицинской Палаты (далее НМП) по информационным технологиям (ИТ) среди членов НМП (более 150 профессиональных объединений, региональных палат,  ассоциаций, союзов и т.д.), был проведен опрос «Чего ждут медики от информатизации здравоохранения», одним из вопросов которого был вопрос «Что тормозит информатизацию здравоохранения?».
Мы получили более 270 анкет из 90 медицинских организаций 36 регионов РФ. Много это или мало? Это очень много! Как правило, когда, в частности, АРМИТ проводит те или иные опросы, очень редко удается превысить планку в 50 анкет. Получить такой результат удалось получить исключительно благодаря авторитету НМП и Леонида Михайловича Рошаля.
По должностному составу респонденты распределились следующим образом:

  • 24%  (64 чел.) - руководители медицинских организаций и их заместители
  • 22%  (59 чел.)  - руководители подразделений
  • 52%  (140 чел.)  - врачи и др.
  • 2%  (7 чел.) - руководители и сотрудники ИТ-подразделений

Прислали анкеты члены 30 объединений, входящих в НМП. Среди наиболее активных следует отметить РОО (региональная общественная организация) «Врачебная палата Астраханской области», РОО «Медицинская Палата Республики Бурятия», РОО "Врачебная палата Ленинградской области", НП «Медицинская палата Республики Башкортостан»,  ООМР "Медицинская палата Новгородской области", Краснодарская краевая ОО медицинских работников, Всероссийская ОО «Ассоциация детских кардиологов России», Брянская ООВМР "Врачебная палата" - организовавшие анкетирование своих членов.
В числе респондентов 12 докторов и 29 кандидатов медицинских наук. Их доля в общем числе составляет 15%, а среди руководителей - 45%, что является, безусловно, очень высоким показателем.
Полную и для многих неожиданную оценку ситуации мы представили на Круглом столе «Чего мы ждем от информатизации здравоохранения», организованном Комитетом  по ИТ Нацмедпалаты при участии Центра Общероссийского Народного фронта по мониторингу качества и доступности здравоохранения, Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, АРМИТ. Круглый стол проводился в рамках 12-го Международного форума MedSoft-2016 - выставка и конференция по медицинским ИТ (Москва. ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР», 22 марта 2016).
Безусловным лидером среди факторов, тормозящих информатизацию здравоохранения по результатам опроса (8 баллов по 10-ти бальной системе) был признан следующий: Невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной. Необходимо отметить, что респонденты ссылались не на теоретические взгляды, а на то, с чем они знакомы из личного опыта. Это означает, что на сегодняшний день для очень многих медиков информатизация создает больше проблем, чем решает. Получить такой результат после более 50-ти лет развития ИТ для отечественного здравоохранения и, потратив колоссальные деньги (более 30.000.000.000 руб. только за последние несколько лет) -  КОШМАР!
Вопрос о том, что невозможно широко внедрять информатизацию в медицинскую практику, не определив статус электронных документов, поднимался и обсуждался  бессчетное число раз. Однако, Департамент информационных технологий и связи Минздрава (далее – Департамент) за 8 лет своего существования не только ничего реально не сделал в этом направлении, но фактически и не пытался сделать. В частности, еще весной 2013 г. Председателем Комиссии Совета Федерации Федерального собрания России по развитию информационного общества Р.У. Гаттаровым был официально передан в Минздрав «План первоочередных действий по информатизации здравоохранения РФ на 2013-14 годы», принятый на MedSoft-2013.   Одним из важнейших пунктов этого плана рекомендовалось «Издать приказы Минздрава России о статусе электронного документооборота (ЭДО), о разрешении использования ЭМК в работе ЛПУ, возможности вести смешанный документооборот, о  стимулировании использования ЭДО». Департаментом этот документ был благополучно положен под сукно.
При этом Департамент не может ссылаться не отсутствие средств. Даже, в не самом благополучном 2015 году по данным Счетной палы РФ Минздравом на информатизацию здравоохранения было потрачено свыше 700 млн. руб. (http://audit.gov.ru/press_center/news/27067).  И все прекрасно понимают, что разработка Приказа Минздрава о статусе электронных документов – копеечная по сравнению с другими задача. Конечно, реальное внедрение электронного документооборота – непростой и длительный процесс. Но нашим главным информатизаторам (как штатным, так и внештатным) надо этим заниматься, а не противодействовать.
Минздравом России в самое ближайшее время должен быть объявлен конкурс (причем именно конкурс, а не аукцион) на разработку проекта приказа или комплекса приказов (далее - приказа) о электронном документообороте.
В прошедших многочисленных обсуждениях отмечалось, что в приказе должны найти отражение следующие вопросы:

  • Ведение юридически значимого ЭДО в системе здравоохранения.
  • Функционирование системы ЭДО с отказом от обязательного дублирования документов на бумажных носителях, придание ЭДО статуса первичного, по отношению к бумажному.
  • Стимулирование использования ЭДО.
  • Незаконность требований к медицинской организации предоставлять бумажные документы при наличии электронных (за исключением особо оговоренных случаев).
  • Технология ведения смешанного документооборота (бумажного и электронного)
  • Правила и особенности использования ЭЦП в здравоохранении.
  • Требования по информационной безопасности, правам доступа и защите персональных данных при использовании ЭДО.
  • Экспертиза вновь принимаемых нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения на предмет обеспечения возможности ведения упоминаемых в них документов в электронной форме.
  • Пересмотр действующих нормативно-правовых актов, препятствующих ведению ЭДО и др.

Учитывая огромную важность этого приказа, в условиях конкурса должны быть предусмотрены процедуры всестороннего обсуждения документа профессиональным сообществом. Необходимо исключить даже малейшую возможность принятия некачественного документа, какие бы титулы и звания авторов не стояли бы под ним.
Этапы подготовки и обсуждения документа должны в обязательном порядке включать:

  • Разработка исходной версии документа (срок 3 месяца)
  • Публикация документа в интернете
  • Подача замечаний, предложений, дополнений и т.д. (2 недели с момента публикации в интернете)
  • Коррекция исходного документа и его публикация в интернете (1 месяц)
  • Получение отзывов на разработанный документ от не менее 30 (например) организаций, представляющих не менее 20 (например) регионов России (1 месяц)
  • Получение отзывов на разработанный документ от не менее 20 (например)  МИАЦ (1 месяц)
  • Внесение изменений в документ (2 недели)
  • Одобрение итоговой версии документа Экспертным советом Минздрава и передача документа в Минздрав (общий срок подготовки документа составит 6 месяцев)

Только при такой (или примерно такой) технологии мы получим полноценный сбалансированный документ, не требующий внесения изменений уже на следующий день после утверждения  его Минздравом.


Возврат к списку