АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(495) 728-64-32
Поиск:

Вернуться на главную

Новости


24.06.2019

В прошлой рассылке от 17 июня мы сообщили об общественном обсуждении проекта
Приказа Минздрава России
«Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде»
(https://regulation.gov.ru/projects#npa=92185)
и о той непонятной спешке, с которой хотят принять этот важнейший документ.

Приказ очень важен для разработчиков цифровых медицинских систем. Но еще важней он для пользователей – медицинских организаций. Он должен не просто декларировать равнозначность электронного и бумажного документооборота, но и защитить медорганизации, использующие ЭДО, от возможных двойных (и более) толкований, от самодурства и некомпетентности местных чиновников и проверяющих органов, и т.д. Можно не сомневаться, что противодействия будет достаточно. Кому-то лень переучиваться. Кто-то прекрасно понимает, что цифровизация – мощнейший антикоррупционный фактор. Мне кажется, что приказ должен не просто разрешить ЭДО, но и совершено недвусмысленно обозначить планы Минздрава на полный переход к ЭДО. Некачественный приказ такого уровня создает не меньше проблем, чем решает.

Мы уже получили ряд откликов с серьезными критическими замечаниями и фактически единогласным мнением экспертом, что в таком виде этот документ принимать нельзя (см. ниже).

Учитывая очень жесткие временные ограничения (до 27 июня), приглашаем Вас на экспертное обсуждение этого вопроса, которое состоится в 11:00 26 июня 2019 г. на совместном заседании АРМИТ и Комитета Национальной медицинской палаты по ИТ, объединяющей более 150 профильных медицинских общественных организаций (ассоциаций, союзов) и региональных медицинских палат (объединений и т.д.). Адрес: Москва, ул. Малая Якиманка, 22, стр.1 (вход со стороны Детской поликлиники №38), З эт. Итоговое заключение по результатам обсуждения будет направлено на https://regulation.gov.ru/. Приходите, присылайте Ваши замечания и предложения.

Фрагменты из писем профессионалов:
«Предложенный проект Порядка … можно рассматривать как достаточно «сырую», сделанную наспех заготовку документа, которую сделал 1 человек и больше, даже, формально никто не вычитывал.

  • Из анализа содержания проекта Порядка можно сделать вывод, что проект приказа Минздрава России - это бюрократическая отписка, рассчитанная на то, что его никто в ближайшее время не будет применять на практике.
  • В тексте проекта Положения снисходительно сказано «допускается формирование медицинской документации, включая учетную ‎и отчетную медицинскую документацию, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», но при этом остается целый ряд проблемных вопросов (прежде всего организационно-правовых), связанных с использованием электронных медицинских документов (ЭМД), сформированных в соответствии с предлагаемым Порядком. Не предусмотрено ни переходного периода, ни создания пилотной зоны, где работа проводилась бы по временному регламенту (которого еще нет) для практической апробации всех аспектов, в первую очередь, информационной безопасности (с учетом безусловного выполнения принципа «не навреди» по отношению к пациентам), что потребует строгого и синхронного ведения и электронного и традиционного документооборота и детального мониторинга всех выполняемых действий в течение достаточно продолжительного периода. Только после анализа и устранения всех нестыковок, выявленных при эксплуатации пилотной зоны, можно будет рекомендовать доработанный порядок для широкого применения».

«Требования к формату электронного документа, изложенные в проекте приказа, никакой критики не выдерживают. Они непригодны для практической реализации.

  • Достаточно сравнить их со следующими двумя документами: 1. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральной службы охраны РФ от 27 мая 2015 г. N 186/258 "Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде", 2. ГОСТ Р ИСО 17090-4-2016 Информатизация здоровья. Инфраструктура с открытым ключом. Часть 4. Электронные подписи медицинских документов. И т.д.
  • Ничего не сказано о контейнере, в котором должен передаваться документ, его приложения, файлы электронной подписи. Не указан формат файлов электронной подписи. Назван стандарт электронной подписи CAdES, но не указано, какой из его пяти вариантов в каких случаях можно использовать. Ничего не сказано об используемых стандартах электронной подписи. Таким образом, документ выпускается "для галочки", поскольку, как я помню, было замечание контролирующих органов, что его нет. Для разработчиков он слишком неконкретен…».

«Очень туманно и нечётко прописаны права доступа через медицинские информационные системы и это совсем плохо»
и т.д.

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ
8-916-628-59-46