АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Вернуться на главную

Новости


20.11.2019

11

Нужна ли врачам такая цифровизация?

23 - 29 октября 2019 АРМИТ совместно с компанией «МИР» («Медицинские Информационные Решения») провели опрос медработников России с целью оценить их взгляд на ход цифровизации российского здравоохранения и на основные тенденции ее развития.

Опрос проводился среди медицинских специалистов, пользователей мобильного приложения «Справочник врача», разработанного компанией «МИР». С использованием этого сервиса, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны, уже проводились опросы и Общероссийским Народным Фронтом (ОНФ), и Национальной Медицинской Палатой.

В опросе приняли участие 5 080 респондентов, в т.ч. Врачи-специалисты – 4 398 (87 %), средний медицинский персонал – 682 (13 %) из 85 (!) регионов РФ.

Полностью результаты опроса см. в приложении. А мы остановимся на наиболее интересных моментах. Результаты опроса врачей и среднего медперсонала по большинству вопросов практически совпадают, потому мы не будет каждый раз показывать дифференцированную оценку по этим группам.

66% респондентов главным фактором, тормозящим цифровизацию (как и по данным предыдущих опросов), считают невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной карты.

Только 4% медорганизаций полностью отказались от бумажной медицинской карты пациента.

Стоило потратить 9 лет и 50 миллиардов руб., чтобы получить такой результат? Конечно же стоило! Сколько кормушек можно создать! Сколько бездарностей пристроить! Сколько неработающих рабочих групп организовать? и т.д. Живи и радуйся! И кому какое дело, что врач должен за 15 минут и в компьютер информацию ввести, и в бумажную карту записать? И пациенты «довольны»: доктор с глупыми вопросами о здоровье не пристает. Времени же на это не остается!

В 12% медорганизаций Медицинские информационные системы (МИС) не установлены.

Хотя согласно основному минздравовскому документу по созданию ЕГИСЗ - Дорожной карте создания ЕГИСЗ на 2015-2018 годы - процент медицинских организаций (самостоятельных и входящих в состав других организаций), использующих МИС, соответствующих утвержденным Минздравом России требованиям, к концу 2018 года должен составлять 100%. Но, если учесть, что соответствие остальных 88% МИС установленным требованиям – отнюдь не факт, то вышеуказанные 12% в реальности могут существенно возрасти. Мы обязательно вернемся к этому вопросу.

Только 41% респондентов отметили, что в их медорганизации используется система выписки электронных рецептов.

А в Дорожной карте создания ЕГИСЗ (см. предыдущий пункт) значится, что процент выписанных рецептов льготного лекарственного обеспечения, передаваемых в электронном виде в аптечные учреждения к концу 2018 года должен был составить 100%. По моему разумению электронный рецепт – это электронный документ, заверенный электронной подписью, который передается в аптечное учреждение по каналам связи (естественно, без каких-либо традиционных печатей и подписей). Но, у меня сложилось впечатление, что многие врачи под электронным рецептом понимают фактически традиционный рецепт - только распечатанный на принтере, на который надо поставить подпись и печать, а затем самостоятельно отнести в аптеку (аптечный пункт). При такой трактовке указанный выше 41% может очень сильно похудеть.

Только в 6% медорганизаций стимулируются сотрудники, успешно работающие с МИС.

А зачем? За это кто-то главврача похвалит? Чем-то наградит? Кого-то из минздрвовских чиновников это интересует?

Только 90% не считает, квалификацию медицинских работников в сфере ИТ достаточной. Но лишь 18% заявили, что в их медорганизации ведется работа по ее (квалификации) повышению.

Уже много лет наши ведущие разработчики считают, что одна из главных проблем при внедрении и использовании МИС – недостаточная грамотность медперсонала в этой сфере. А кто должен разрабатывать методики обучения? Сами руководители медорганизаций? Это их работа? Это их компетенция? Может и Минздраву пора бы не на словах, а на деле озаботиться этой проблемой? Может быть давно пора провести конкурс на разработку методических материалов и системы организационных мероприятий по повышению реальной квалификации медицинских работников в сфере информатизации. Или в Минздраве боятся, что средний врач может оказаться более грамотным в этих вопросах, чем заместитель министра по цифровому здравоохранению? Может и главному внештатному специалисту уже давным-давно пора было сказать свое веское профессорское, д.м.н.-ское, завкафедровское слово? Вроде бы это ее прямой профиль деятельности. Или тем, кто в законе работать западло?

Более 50% респондентов считает, что за последние 2 года (т.е. с момента принятия Федерального закона, касающегося многих вопросов развития цифрового здравоохранения) ничего не изменилось или положение ухудшилось.

Крайне неприятные цифры. Думаю, что если бы мы конкретизировали вопрос, то выяснилось бы, что те, кто увидели улучшение ситуации, оценили не последствия принятия закона, а, например, увеличение числа компьютеров (что к закону отношения не имеет) или что-то подобное.

Лишь 10% респондентов считают, что реальный уровень цифровизации соответствует тому, что показывает телевидение и другие СМИ.

Я не хочу сказать, что радостные сюжеты о достижениях в сфере цифрового здравоохранения, которые нам регулярно показывают по ТВ - откровенное вранье (хотя и такое бывает). Но стране не показывают общую картину, не показывают реальные проблемы. Мы видим, как во времена СССР, бодрые рапорты о колхозах-миллионерах, доярках-рекордистках, заводах-передовиках, мудрых и компетентных руководителях и т.д. Чем закончилось эта пастораль, известно.

Возможно, я чего-то недопонимаю. Буду очень признателен, если Вы пришлете свои замечания, дополнения и т.д.

В следующем информационным выпуске мы обсудим и другие интересные выводы.

Михаил Эльянов Президент АРМИТ



"Наша платформа позволяет за минимальное время получить обратную связь от максимального количества медицинских специалистов для тех, кому это мнение не безразлично. Проведенное исследование указывает на явное несоответствие декларируемых успехов информатизации «на местах», публикуемых отчетах и докладах самого высокого уровня – с одной стороны, и реальных результатов – с другой. Мы продолжим подобного рода изыскания, в том числе в партнерстве с АРМИТ, и будем стараться, чтобы мнение медицинских работников не осталось незамеченным."

Константин Хоманов,
Генеральный директор «МИР» -
компании-разработчика мобильного
приложения «Справочник врача»

Приложение. Результаты опроса по цифровому здравоохранению