АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Обсуждение в Минздраве России открытого аукциона на 1 879 млн. рублей

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
20.05.2013

Обсуждение в Минздраве России открытого аукциона на 1 879 млн. рублей

16 мая в Минздраве состоялось общественное обсуждение (предусмотренное Письмом Правительства РФ ОТ 02.08.2012 № АД-П13-4450 "О применении порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей") открытого аукциона на “Выполнение работ по проектированию и организации телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ФЦОД ЕГИСЗ) Министерства здравоохранения Российской Федерации (основная, резервная и тестовая площадки) и оказание услуг по организации телекоммуникационной инфраструктуры защищенных каналов связи между основной и резервной площадками ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которых размещены компоненты ЕГИСЗ, и узлами доступа субъектов Российской Федерации, а также сопровождение и эксплуатация ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации и прикладных компонент ЕГИСЗ” (ОКП 50 8900, ОКДП 7241000). Начальная цена – 1 879 млн. рублей.
Сразу же после объявления о проведении аукциона (30 апреля 2013), началось его активное обсуждение, в т.ч. и на http://zakupki.gov.ru/forum/posts/list/56424.page , в ходе которого определись основные позиции крайне негативного отношения многих специалистов, как к содержанию аукциона, так и к форме его проведения:
  • Как можно проводить конкурс по созданию ФЦОДа для ЕГИСЗ в условиях, когда практически на всех уровнях говорится о в значительной степени проваленном двухлетнем плане (2011-2012) работ по созданию ЕГИСЗ и о необходимости пересмотра самой концепции ЕГИСЗ?
  • Как можно тратить астрономическую сумму в условиях практически полного отсутствия нормативной и методической базы (стандарты, положения по интероперабельности, кадровая IT-инфраструктура здравоохранения и т.д.)?
  • Какие глобальные задачи, стоящие перед здравоохранением, требуют такого срочного и фактически неподготовленного создания ФЦОДа и идет ли речь идет о реальной потребности или о создании информационной суперсвалки на “вырост”?
  • На основании каких расчетов появились именно эти параметры ФЦОДа (используемые мощности, характеристики каналов и др.)?
  • Каким образом гигантские деньги можно “освоить” за полтора месяца?
  • Почему в одном аукционе объединены две достаточно разнородные и последовательно решаемые задачи:
    • обоснование и разработка архитектуры ФЦОД, определение его характеристик,
    • аукцион на создание (аренду) вычислительных мощностей и каналов связи.
  • Почему аукцион на такую огромную сумму пытались протащить “втихаря”, без каких либо серьезных обсуждений со специалистами.
На обсуждении 16 мая присутствовали (сидели в президиуме) от Минздрава: Роман Ивакин и Роман Сафронов – соотв. Директор и Зам. директора Департамента информатизации и связи Минздрава, а также – две непредставленные симпатичные дамы. За все время дамы не проронили ни слова – видимо, слушали.
От общественности были человек 30-35. В дискуссии участвовали: Руслан Гаттаров (член Совета Федерации России), Елена Бойко (Минсвязь России), Дамир Енгалычев, Наталья Коптелова, Ирина Курская (все трое – IBS), Олег Симаков (МИАЦ РАМН), Татьяна Зарубина (Главный внештатный специалист Минздрава России по IT), Дмитрий Васильев (АТ-консалтинг), Михаил Эльянов (АРМИТ). Если кого забыл – прошу извинить.
Главные претензии к аукциону сформулировал сенатор Руслан Гаттаров и потребовал отмены проведения аукциона, заявив, что в противном случае будет добиваться этого всеми доступными средствами.
«Отбивался» от имени Минздрава Роман Сафронов, которому, безусловно, нельзя отказать в бойцовских качествах и кое-где - в знании предмета. Роман Александрович был достаточно вальяжно-увещевателен и постоянно, как бы говорил собравшимся: «Ну, как же Вы, лопушки, не понимаете самых элементарных вещей?». Под элементарными вещами, видимо, подразумевались неоспоримые права Минздрава тратить миллиарды государственных денег под личные гарантии чиновников Минздрава. Но «лопушки», категорически отказывались признавать свою необразованность и упрямо норовили доказать, что Минздрав кое в чем, все таки, неправ. Местами Роман Александрович достаточно грамотно отвечал на вопросы аудитории, местами – нес откровенную (извиняюсь) ахинею. Я полагаю, что очень неглупый Р.А. и сам, вряд ли, всерьез воспринимал то, о чем говорил. Роман Ивакин пытался успокоить публику заявлением, что в процессе аукциона цена контракта может и подсократиться (намекая, видимо, на конкурс по созданию Интегрированной электронной медицинской карты, выигранной Ростелекомом за рубль). Публика, конечно, повеселилась, но не более того.
Вообще, та легкость, с которой представители Минздрава распоряжаются сотнями миллионов и миллиардами, наводит на подозрение, а не делегировал ли им Госбанк России право эмиссии денежных знаков? Может быть, в ближайшее время мы увидим новые купюры достоинством 100 млн. руб., 500 млн. руб., 1 млрд. руб., 10 млрд. руб. с изображением домиков Минздрава и (или) с портретами наиболее выдающихся их обитателей?
Меня удивило, что Минздрав не организовал группу поддержки: то ли не счел нужным, то ли – желающих не нашлось. Но те (очень немногие) попытки оправдать действия Минздрава, которые мы увидели, были крайне неубедительны.
Пересказывать обсуждение нет возможности – оно длилось два с половиной часа. Похоже, что все остались при своих: и Минздрав никого не переубедил, и его позиция особых изменений не претерпела. Но это – лично моя оценка.
Хочется отметить, что масштабы взаимонепонимания и аппетиты чиновников растут. Похоже, что жизнь никого и ничему не учит. Приведу фрагмент из рассылки АРМИТ 13 октября 2010 года (ни одного слова не изменено):
Минздравсоцразвития объявило конкурс на выполнение работ «по созданию социальной сети медицинских работников и пациентов на основе портала главных внештатных специалистов» ведомства (стоимость проекта - 55 млн. руб., срок исполнения – 16 дней с момента заключения контракта) - http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/10/08/411551. Отношение изобретателей этого конкурса к мнению аудитории напоминает ответ одной из наших недавних поп-звезд на сомнения журналистов в художественной ценности очередного шлягера – “пипл схавает!” Но пипл (people – народ, англ.) – он же – быдло, толпа, специалисты, профессионалы и т.д. - не “схавал”, а “почему-то” взбрыкнул - такого открытого и массового возмущения специалистов в подобных ситуациях, по-моему, еще никогда не было. Одна из характерных реакций профессионалов: “55 млн. за сайт который можно сделать за 10 тыс. долларов. И опять та же схема - нереальные сроки изготовления дабы отсечь любых разумных разработчиков. Ну, ничего не боятся...”. Поражает и “чувство юмора” организаторов конкурса: соединить в одном конкурсе такого типа создание и инфраструктуры и контента – это примерно то же самое, что поручить умельцам наладить и производство гробов и их одновременное наполнение покойниками (т.е. контентом). И не забыть отчитаться в срок! (конец цитаты).
Тогда директор Департамента информатизации распрощался с должностью из-за скандала с этим конкурсом со “смешной” по нынешним временам ценой – каких-то “несчастных” 55 лимонов (т.е. в 34 раза меньше нынешней). Сейчас об этом всерьез, и говорить как-то неудобно – вроде, как не помог человек пионеру галстук завязать. Жаль, конечно. Но не расстреливать же его за это!
Есть и еще один аспект. Экспертный совет (ЭС) Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения, созданный Минздравом по своим правилам, самим же Минздравом был беспардонно “опущен”. Из нас – членов ЭС - сделали откровенных клоунов:
  • Когда мы предложили провести заседание ЭС, посвященное информатизации в регионах, непосредственно на 9-м Международном форуме MedSoft-2013 (Москва, Экспоцентр, 26-28 марта 2013), мотивируя это актуальностью вопроса и тем, что не так часто мы можем собрать реальных разработчиков и их разработки со всей страны в одном месте, то нас заставили три недели собирать письменное согласие большинство членов ЭС. Аргументировалось это тем, что никто не должен усомниться в лигитимности этого судьбоносного решения (ценой в ноль рублей, ноль копеек) и в том, что никакое заинтересованное лицо (в данном случае АРМИТ) не может навязать Минздраву свою волю, т.е. - Dura lex, sed lex (Суров закон, но это закон)!!!
  • Когда мы добивались и добиваемся проведения конкурсов на разработку правил игры для нашей сферы (стандарты, регламенты, приказы и т.д.), общая цена которых не составила бы и 2-3% от цены аукциона на ФЦОД, то нас либо вежливо “посылают”, либо обставляют свое согласие таким количеством оговорок и организационных “ухаб”, что сто раз подумаешь, стоит ли ввязываться. Т.е. всю эту работу нам предлагают сделать целиком и полностью на общественных началах (у Минздрава на это “лишних” денег нет), а вот 1.879.000.000 руб. нашлись без всякого труда и без всякого обсуждения с экспертами.
И, естественно, что многие уже задают вопрос: а кому нужен такой “авторитетный” ЭС?
В целом мероприятие 16 мая прошло вполне дружелюбно и после его завершения все продолжали нормально общаться, что, конечно – факт положительный.
Чем закончится эта эпопея? Сейчас “мяч” на стороне Минздрава. Озаботится ли, наконец, Минздрав тем, что миллиарды, выделяемые на информатизацию и способные реально спасти здоровье и жизнь сотням тысяч людей, в значительной степени выкидываются на ветер? Поживем - увидим.


Оцените эту информацию