На первый взгляд этот документ производит достаточное солидное впечатление. Но, чем дальше его читаешь, тем сильнее становится подозрение, что его главная цель – не столько развитие ИТ для здравоохранения, сколько попытка обеспечить тем, кто будет отвечать за реализацию Дорожной карты (далее – ДК) спокойное существование в течение нескольких последующих лет.
Часть позиций, как мне кажется, представляют интерес исключительно для тех, кто писал ДК:
«Создан орган управления портфелем проектов по развитию федерального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Российской Федерации (ЕГИСЗ)» (п. 1). Спрашивается, а тогда зачем Департамент информационных технологий и связи Минздрава России? Еще один орган придумают?
«Утверждены методические рекомендации о роли и функциях участников проектов развития региональных сегментов ЕГИСЗ» (п. 4) – Как это понимать? Хочу - делаю, не хочу - не делаю? Если это единая система, то и правила должны быть единые, а не рекомендуемые. Иначе мы опять получим неизвестно что.
«Актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждено ответственное лицо за развитие регионального сегмента ЕГИСЗ субъекта Российской Федерации» (п. 9) – А как же создавались эти самые сегменты? Сами по себе? Этим никто раньше не руководил? Если уж произошла такая «неприятность», то для начала надо срочно издавать приказ Минздрава России, обязывающий регионы назначить такое лицо и четко определить его обязанности и статус (например, как минимум, заместитель регионального министра).
«Высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвержден "Паспорт проекта по развитию ЕГИСЗ субъекта Российской Федерации на 2015-2018 гг.» (п. 10) – Попытка переложить на регионы ответственность на отсутствие нормальной программы действий.
«Высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвержден "План-график проекта по развитию ЕГИСЗ субъекта Российской Федерации на 2015-2018 гг.» (п. 11). – См. комментарий к предыдущему пункту. Плюс полное дублирование самого пункта.
«Подключение к системе сбора отчетности о выполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию ЕГИСЗ органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере здравоохранения и в сфере информатизации» (п. 12). Дорожная карта начинает «доить» саму себя. Потом можно будет написать «Разработка методических рекомендаций по оценке итогов сбора отчетности …», и т.д. и т.п. Подобных задач можно придумать на много страниц.
Таких пунктов в ДК не меньше десятка. Только кому они реально нужны? Возможно, это было бы оправдано для внутреннего употребления отдельными исполнителями, но на ДК целой отрасли такие позиции явно не тянут.
Часть позиций сформулирована очень нечетко либо сроки их выполнения вызывают недоумение.
«Процент медицинского персонала, участвующего в медицинском электронном документообороте, прошедшего обучение применению информационно-коммуникационных технологий» (п.16) – Два совершенно разных пункта соединены в один. Что значит обучение? (серьезный курс или обучение «на пальцах» на месте?). В зависимости от того, кто и что понимает под этими формулировками, и отчетные цифры могут «гулять» в широчайшем диапазоне.
«Утверждено положение о региональном сегменте ЕГИСЗ субъекта Российской Федерации. Срок выполнения – 2016 год.» (п. 27). А практически все пункты, связанные с региональным сегментом, датированы 2015 годом, хотя по логике он должен быть первым – как можно назначать ответственных за выполнение, развитие и т.д. , если сам объект рассмотрения не определен?
«Процент цифрового диагностического медицинского оборудования, обеспечивающего передачу результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ в соответствии с утвержденным в субъекте Российской Федерации регламентом» (п. 34) должен составлять 20%, в 2015 г.., и 30% - в 2016 г. а «регламент передачи цифровым диагностическим медицинским оборудованием, эксплуатируемым в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ» (п. 30) должен быть утвержден только в 2016 (т.е. лишь к 2017 году). Это напоминает известный анекдот про дурдом, где сначала публику запускают в бассейн (в т.ч. и для прыгания с вышки) и обещают в случае хорошего поведения налить в бассейн воду
«Процент автоматизированных рабочих мест, имеющих доступ к системам непрерывного медицинского образования справочных подсистем федерального сегмента ЕГИСЗ» (п. 35) – Этот уже в 2015 году должен составить 50%. Сейчас уже середина 2015, а эти системы кто-нибудь видел
Несуразности:
«Внедрен федеральный сервис системы поддержки принятия врачебных решений в прикладных системах ЕГИСЗ» (п.40, Выполнение – 2018 г.). Мне кажется, что люди, которые писали этот пункт довольно слабо представляют, о чем они говорят. Конечно, если подразумевается, что эти системы умножая 2 на 2 получают 4, а не 5, то проблем нет. Но, если мы имеем в виду реальные СППВР, то это очень сложные и неоднозначные задачи. Даже, если бы Департамент информационных технологий и связи в совокупности с ЦНИИОиЗ, начиная от уборщиц, состояли исключительно из нобелевских лауреатов, то и в этом случае были бы большие сомнения в возможности решения этой задачи за несколько лет. Сама идея, что можно сделать такой сервис для целого комплекса сложнейших и разнообразнейших задач (лаборатория, радиология, функциональная диагностика, управление и т.д.) лично мне представляется абсолютно дилетантской. А, если учесть, что и с не самым сложным комплексом - Электронной регистратурой возятся уже несколько лет, то говорить о массовом внедрении интеллектуальных системах как-то несерьезно.
«Утверждены методические рекомендации по использованию технологий систем поддержки принятия врачебных решений в прикладных системах региональных сегментов ЕГИСЗ» (п. 24). Из той же оперы, что и предыдущий пункт. Кроме того, разве, алгоритмы поддержки врачебных решений на региональном и федеральном уровнях будут отличаться? Или запор в районе Садового кольца радикально отличается от того же самого в тундре?
Этот список можно продолжить.
RESUME
В документе огромное количество нелогичностей, нестыковок, непоследовательностей, несуразностей и проч.
Обозначены, как выполненные задачи, которые на самом деле в настоящий момент не выполнены. Вообще-то это называется приписки
ДК не ставит практически никаких новых задач, существенных для врачей и пациентов
Не поставлены задачи, без решения которых ЕГИСЗ эффективно функционировать не сможет (статус ЭДО, требования по НСИ, стандартизации и интероперабельности и другие, четко сформулированные по результатам обсуждения на MedSoft-2013, и направленные в Минздрав в еще 2013 году – см. прил. файл).
Очень хотелось бы узнать, кто готовил этот документ.
Не совсем понятно, почему такой принципиальный документ прошел мимо Экспертного совета Минздрава России по использованию ИКТ в системе здравоохранения
Безусловно, в ДК есть и вполне разумные позиции, но если рассматривать документ в целом, получается какая-то чепуха.
В итоге в 2019 году:
Электронной медицинской карты нам не видать. В лучшем случае мы увидим ее фрагменты или вообще все сведется к кастрированной регистратуре.
ЕГИСЗ мало кому и в чем реально помогает, а продолжает оставаться бездонной дырой, куда утекают бюджет, время, интеллектуальные ресурсы.
Документ надо радикально переделывать или делать заново. Поручено это должно быть ПРОФЕССИОНАЛАМ. И не на общественных началах – халява качественной не получается.
Я прекрасно понимаю, что, скорее всего, эту ДК продавят и примут. Но … надежда умирает последней.
Все выше написанное – это личная точка зрения автора – профессионального программиста и разработчика медицинских компьютерных систем (с 1976) - и никоим образом не претендует на попытку представлять позицию АРМИТ в целом.
Мы готовы включить в рассылку АРМИТ и другие точки зрения.