АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Дорожную карту можно и нужно править

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
16.06.2015

Дорожную карту можно и нужно править

25 мая в рассылке АРМИТ и на Госбуке я опубликовал материал «Дорожная карта топтания на месте» (http://www.gosbook.ru/node/90146), в котором высказал свою личную точку зрения по поводу недостатков документа «План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг.». Судя по всему, реакция Департамента информационных технологий и связи Минздрава (далее - ДИТ) была крайне негативной.
Никаких претензий по существу самих замечаний к Дорожной карте (далее - ДК) ДИТом высказано не было. Ни на Госбуке, ни в других формах. Аргументы других участников дискуссии на Госбуке в защиту ДК (а были, безусловно, и такие) свелись в основном к тому, что ДК – шаг в правильном направлении. Но, если 4 года (2015-2018) это всего лишь шаг, то и наши правнуки, вряд ли, доживут до нормальной информатизации нашего же здравоохранения.
Раздражение, видимо, вызвало другое: как кто-то посмел высказать свое мнение, не согласовав его предварительно с ДИТ. Прозвучало: и «очень не во время», и «нож в спину», и Минздрав, якобы, «поставлен в глупое положение» и т.д. и т.п.
Если отбросить эмоции, то:
1. Никто так и не «сознался» в авторстве ДК, что в общем-то довольно странно.
2. В ДК нет явных глупостей. Каждый отдельно взятый пункт вполне разумен. И, как я уже писал, ДК выглядит очень солидным, добротным, серьезным документом, в том числе на взгляд вполне умных, здравомыслящих, образованных людей. И я, прочитав сначала это документ, ничего особенно нелогичного в нем не усмотрел. По крайней мере, негатива он точно не вызвал. Но через некоторое время, выслушав и точку зрения коллег, и, изучив его повнимательней (а на это ушел не один день), стало ясно, что в документе огромное число нестыковок, непоследовательностей и т.п., что с очень большой долей вероятности приведет к тому, что значительная (если не сказать, преимущественная) часть того, что там написано, через 4 года будет выполнено кое-как, либо вообще выполнена не будет. И лазеек для этого более, чем достаточно: и на http://www.gosbook.ru/node/90146, и могу еще добавить. Например:

Еще один пример. Один из показателей: «Процент медицинского персонала, участвующего в медицинском электронном документообороте, прошедшего обучение применению информационно-коммуникационных технологий» (п.16). А что значит «прошедшего обучение …»? В ДК никаких упоминаний о программе обучения, методиках, сроках НЕТ. Значит, каждый регион должен разрабатывать свою собственную программу? (не дороговато в итоге получится?) Или заведут ведомости (как по технике безопасности или пожарной безопасности), где каждый должен будет расписаться о том, что он прошел необходимый инструктаж, посетил занятия и т.д. И в реальности все сведется к тому, что строго напомнят: Пальцы в розетки не совать!
3. В ДК ответственность по очень большому числу принципиальных позиций переложена с ДИТ на регионы. Например, в 2016 во всех регионах должен быть утвержден «регламент передачи цифровым диагностическим медицинским оборудованием, эксплуатируемым в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ» (п.30). Т.е. все 85 регионов должны решать эту задачу самостоятельно? Может быть, ДИТ сам должен это сделать, а регионы внесут свою коррективу (при необходимости)? Или в каждом регионе будет своя технология передачи?
4. Почему я не направил свои замечания и предложения в ДИТ раньше? Отвечаю: потому что в ДИТ их никто и не ждал. На сайте Минздрава, где был выложен проект ДК, не было ни эл. адреса, куда надо эти замечания и предложения направлять, ни сроков, ни регламента их рассмотрения. Это подтверждается и тем, что 02 апреля 2015 нам сообщили, что ДК выложены на сайт Минздрава (причем, узнали мы об этом не от ДИТ, а на Госбуке), а уже 13 апреля 2015 ДК была утверждена на Заседании подкомиссии по развитию электронного здравоохранения. И об этом на сайте Минздрава никакой информации не было. Поэтому, даже, если бы эксперты практически сразу и отреагировали бы, то это ничего не изменило бы.
5. Мне могут возразить: а почему я на все смотрю с пессимистической точки зрения? А потому, что у нас именно так и бывает. Если лазейки (а точнее – огромные дыры) останутся, то добиться нужного результата практически будет невозможно. Если учесть, что документ, «возможно» писался, исходя из принципа: к концу 2018 «либо эмир умрет, либо ишак сдохнет», то концов и виноватых никто, естественно, не найдет.
6. ДК оставляет за «бортом» подавляющее большинство разработчиков медицинских компьютерных систем – им (разработчикам) просто нечего там делать. Вместо увеличения числа рабочих мест мы получаем их сокращение.
7. Более того, там же оказались целые направления информатизации (например, мобильная медицина – m-Health).
8. ДК не ставит практически никаких новых задач, существенных для врачей и пациентов.
9. Не поставлены задачи (правила игры), без решения которых ЕГИСЗ эффективно функционировать не сможет (статус ЭДО, требования по НСИ, стандартизации и интероперабельности и другие, четко сформулированные по результатам обсуждения на MedSoft-2013, и направленные в Минздрав еще в 2013 году).
10. Экспертный совет Минздрава по вопросам использования ИКТ в здравоохранения не был проинформирован о создании карты. Выступая 24.03.2015 на MedSoft-2015 (т.е. за неделю до появления ДК на сайте Минздрава), Директор ДИТ Е.Л.Бойко ни словом не обмолвилась о подготовке главного программного документа на ближайшие 4 года. И Т.В.Зарубина (Главный внештатный специалист Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, Сопредседатель Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения, Заместитель директора ЦНИИОиЗ по информационным технологиям, Председатель профильной комиссии Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении) участвовала в этой, на мой взгляд, совершенно недопустимой «молчанке».
Поэтому, если и говорить о том, что кто-то кого-то подставил, то мне кажется, что именно ДИТ подставил Минздрав, подготовив откровенно «сырой» документ.

И что теперь?

Я не вижу никакой трагедии в сложившейся ситуации. ДК, строго говоря - внутренний документ Минздрава. Откровенно неремонтопригодных пунктов в ней практически нет. Поэтому ничто не мешает дополнить ее правильными словами и позициями. А затем:

Это позволит без «потери лица» сделать ДК реально работающим документом. Если это сделать оперативно, то и регионы большого дискомфорта почувствовать не успеют.
Естественно, будут вопросы, о чем думал ДИТ раньше, но тут, уж, ничего не поделаешь. Думаю, что, если развернувшаяся дискуссия пойдет на пользу делу и в итоге и Минздрав получит более качественный документ, и регионы в очередной раз не будут поставлены «на уши», то голову никому не открутят, а может и похвалят за активное и эффективное взаимодействие с экспертным сообществом.
За дискуссией по этому поводу Вы сможете наблюдать (и принять участие) на http://www.gosbook.ru/node/90490.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ



Оцените эту информацию