23.06.2016 Минздравом России официально утверждены "Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)". Текст документа доступен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ - Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Документ на первый взгляд сделан вполне добротно. Конечно, он очень опоздал - сейчас, когда многие РМИС уже созданы и эксплуатируются, ценность его существенно снижена. В нем, безусловно, много полезных вещей; и для понимания того, для чего создаются РМИС, он, видимо, вполне пригоден. Но даже при его просмотре, что называется по диагонали, возникает ряд вопросов.
Есть откровенные небрежности и недоделки. Например,
«Техническая и эксплуатационная документация должна удовлетворять требованиям комплекса стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы» (в п.15).
Каких стандартов? Каких руководящих документов? Авторы сами не знают, о чем пишут или предлагают поразвлечься разработчикам? Имеются в виду ГОСТы 19 и 34 серий или еще что-то?
«Взаимодействие между РМИС и прочими компонентами ЕГИСЗ. Обмен данными должен проходить в соответствии с требованиями и стандартами, принятыми в нормативных документах, определяющих порядок эксплуатации ЕГИСЗ» (п.14.1, поз. 10).
А эти требования и стандарты существуют? Если да, то на них и надо ссылаться. Если их нет, то в чем смысл этого пункта? На вырост?
Разработчикам фактически предлагают самим придумать, чему они должны соответствовать.
Но есть кое-что и значительно серьезней:
«Взаимодействие между РМИС и МИС МО. На уровне региона должен быть подготовлен единый открытый стандарт обмена данными. Данный стандарт должен поддерживаться всеми используемыми в регионе МИС МО, которые взаимодействуют с РМИС» (п.14.1, поз. 1).
Т.е. в каждом регионе будут существовать свои собственные стандарты? «Всего лишь» 85 стандартов информационного обмена? А разве создается не Единая информационная ….?
Думаю, что этот пункт может стать смертным приговором ЕГИСЗ. Конечно, разработчики и МИС МО и РМИС народ неглупый и попытаются свести эту угрозу к минимуму. Но подпись министра, все-таки, стоит именно под данной версией.
Если кто-то аргументировано предполагает, что существует или может существовать некая региональная специфика, то можно было бы предусмотреть право региона создать региональный стандарт, дополнив федеральный стандарт какими-либо позициями. Хотя мне не очень понятно, какие обстоятельства могут заставить это сделать. Строить ЕГИСЗ на основе региональных стандартов примерно то же самое, что разрешить в отдельно взятом регионе поменять цвета в светофорах на том основании, что с красными, зелеными и желтыми стеклами у них дефицит, а например, белых, фиолетовых и серых – завались.
Почему «проскочил» такой шедевр? Думаю, что все очень просто. Департаменту информационных технологий и связи Минздрава вместо того, чтобы обеспечить разработку единого стандарта информационного обмена, значительно проще переложить ответственность на регионы, и самому при этом ни за что не отвечать. А потом еще и стружку с них снять за нерадивость.
Ну и что, что все 85 регионов должны проделать одну и ту же работу? Деньги-то государственные. А чужое время кто привык считать? А как потом все это сводить к более-менее общей картине?
Кроме того:
Я не являюсь специалистом именно в этом сегменте МИС, но то, что написано понятно любому компьютерщику. И я написал лишь о том, что сразу бросается в глаза.
Появление грубейших ошибок в таком важном документа – следствие откровенного непрофессионализма и безответственности лиц, отвечающих за нормативное обеспечение информатизации нашего здравоохранения.
Готовы включить в рассылкы АРМИТ и другие точки зрения.