В сентябре 2015 года в материале «Партизанские тропы Экспертного совета: от болота к болоту» мы писали о нелегкой жизни Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения (далее ЭС). К сожалению, все, что было сказано тогда, полностью актуально и сейчас.
Созданный в конце 2012 года приказом Министра здравоохранения ЭС должен был сыграть очень важную роль связующего звена между Минздравом и профессиональным сообществом: рекомендовать разумные решения и предостерегать от неверных. Однако, с самого начала выяснилось, что в реальности доверять ему эту роль Департамент информационных технологий и связи (ДИТиС) не собирается. Если очень коротко, то «история болезни» ЭС выглядит примерно так:
Совершенно непонятен ход мыслей руководителей ЭС. Вместо того, чтобы эффективно использовать дармовую рабочую силу в лице членов ЭС и их команд, сделано практически все, чтобы нейтрализовать все разумные идеи не только членов ЭС, но и руководства Минздрава. На нескольких заседаниях ЭС присутствовали Заместители министра – А.В.Юрин и Н.А.Хорова. Кстати, именно эти заседания и были наиболее конструктивными, и именно на них было видно, что никаких противоречий между руководством Минздрава и экспертным сообществом нет. Противоречия начинали возникать, как только бразды правления переходили в руки оперативного руководства ЭС - ДИТиС и ГВС.
Самый свежий и показательный пример. На заседание ЭС в октябре 2015 Борис Зингерман представил комплект документов по Электронной медицинской карте (ЭМК). ДИТиС не вложил в это ни копейки; все было сделано самим Борисом Валентиновичем и экспертами, принявшими участие в многочисленных обсуждениях. Уже к началу заседания стало ясно, что руководство ДИТиС всеми силами пытается снять с себя всю ответственность и перекинуть этот вопрос в Росстандарт, что является далеко не лучшим вариантом и может затянуть решение этого важнейшего вопроса фактически до бесконечности.
После представления наших аргументов о том, что утверждение этих документов самим Минздравом несравнимо более разумный путь, присутствующая на заседании Заместитель министра Н.А.Хорова, с этим согласилась и обещала необходимую поддержку.
В протокол заседания вошел совершенно однозначный текст: «5. Минздраву России (Е.Л.Бойко, …) рассмотреть возможность утверждения в виде нормативных правовых актов представленных проектов документов по ЭМК по итогам исполнения п.5.2. Срок – 5 ноября 2015 г.». Прошло уже 10 (!) месяцев. Результат – ноль!!! Очень не люблю это слово (попахивает 37 годом), но назвать это иначе, как откровенным саботажем, не получается.
Я совершенно сознательно так подробно пишу об этом, чтобы не складывалось впечатление, что все происходит по причине некоего абстрактного российского бардака. В данной ситуации есть абсолютно конкретные фамилии, имена и отчества.
В очередной раз Минздрав подставляют те, кто по должности обязан отстаивать его интересы. Объяснить происходящее с ЭС могу только паническим страхом обеих руководительниц информатизации - Е.Л.Бойко и Т.В.Зарубиной - перед реальным взаимодействием с профессиональным сообществом. А оно предполагает несравнимо более высокий уровень компетентности и ответственности. Если есть другие версии и оценки, готов опубликовать.
Конечно, надежда умирает последней. И, если мы хотим реанимировать ЭС, то необходимо в первую очередь:
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы
Экспертного совета