На сайте Счетной палаты Российской федерации опубликован материал, в котором сказано: «Минздравом России согласован с Минкомсвязью в конце 2015 года, но не был утвержден план информатизации на 2015 год, однако в нарушение постановления Правительства Российской Федерации № 365 министерством было направлено на информатизацию здравоохранения свыше 700 млн. руб.».
Привлекает внимание сама сумма. Это, конечно, не те миллиарды, которые были в 2011-2012, но и за 2-3% от них (а, вероятно, и меньше) можно было бы разработать комплект нормативных документов для информатизации здравоохранения: и документы по электронной медицинской карте, и - по ИТ-поддержке медорганизаций, и - по требованиям ко всему спектру основных типов МИС, и - многие другие.
Думаю, что за пару миллионов можно было бы создать федеральный стандарт информационного обмена между МИС медорганизаций и региональными МИС, а не заставлять делать это во всех 85 регионах нашей необъятной родины, о чем мы уже писали. Конечно, в этом случае мы лишились бы шедевров типа «На уровне региона (выделено мной – М.Э.) должен быть подготовлен единый открытый стандарт обмена данными. Данный стандарт должен поддерживаться всеми используемыми в регионе МИС МО, которые взаимодействуют с РМИС» ("Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)", п.14.1, поз. 1), но полагаю, что нам удалось бы это пережить.
Счетной палатой было также выявлено, что Минздравом не в полном объеме реализованы полномочия по нормативно-правовому регулированию. Не были приняты документы, разработку которых предусматривает федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; в частности порядок ведения информационных систем в сфере здравоохранения.
Отдельная тема на сайте Счетной палаты - нарушения при выполнении государственного задания, установленные в отношении подведомственного министерству ФГБУ «Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки». Так, Минздравом России в 2015 году данному Центру информационных технологий установлено госзадание. Центр, не имея возможности выполнить эти работы, заключил контракт с ООО «РусТрансДата» на 17 млн руб. Данное общество имеет уставной капитал 20 тыс. руб. и всего 5 сотрудников. В соответствии с техническим заданием ООО «РусТрансДата» было обязано создать схему территориального планирования федеральных объектов здравоохранения, отвечающую требованиям Градостроительного Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. № 198.
Приемка выполненных работ осуществлялась Комиссией, куда входили сотрудники Минздрава России. Между тем, работы, принятые и оплаченные в полном объеме, не соответствовали техническому заданию. Минздрав России в мае 2015 года направил разработанную схему терпланирования в Минэконоразвития России на согласование. Однако Минэкономразвития отказало в согласовании схемы как не отвечающей положениям Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. № 198.
При этом в нарушение указанного постановления Минздрав России не обеспечил доработку схемы в месячный срок. Повторно в Минэкономразвития документ был направлен только в январе 2016 года, на который повторно дано отрицательное заключение. Также отрицательные заключения были представлены Московской областью и Краснодарским краем.
Данные факты требуют проверки компетентных органов.