Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу
«Цифровая экономика Российской Федерации» (текст программы см.
здесь), которая предполагает создание «дорожной карты» по развитию цифровой экономики в России на период до 2024 года и определяет основные направления государственной политики в этой сфере. Цель программы – создать экосистему цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровом виде будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Выделены восемь направлений развития цифровой экономики в РФ на период до 2024 года: государственное регулирование, кадры и образование, исследования и разработки, информационная инфраструктура, информационная безопасность, государственное управление, умный город,
здравоохранение.
Принятию документа предшествовало заявление главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина о том, что Россия примерно в три-четыре раза отстает от ведущих стран по цифровизации своей экономики. А в начале июня вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что президент РФ Владимир Путин «заболел цифровой экономикой» (
http://www.sutynews.ru/news/59974), чему мы все, естественно, очень рады.
Очень важно: 31 июля 2017 на совещании по цифровой экономике в правительстве с вице-премьерами Дмитрий Медведев отдельно остановился на теме внедрении электронных технологий в медицине. В этом году планируется выделить почти 5,5 млрд. рублей на подключение четырех тысяч медучреждений, которые смогут развивать современные услуги – телемедицину и онлайн-консультации, а в будущем – работать с электронными медицинскими картами (полностью см.
здесь).
Однако, как мне кажется, ни Президент, ни Премьер, ни Правительство, ни руководство Минздрава до конца не оценили важности особого мнения ИТ-блока Минздрава, которое не во всем совпадает с мнением руководства страны и министерства...
Дмитрию Анатольевичу, например, уже демонстрировали, кто в доме хозяин -
Из перечня поручений Президента по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России от 8 июля 2010:
д) Совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание и внедрение в деятельность учреждений здравоохранения:
-
медицинских информационно-справочных систем, в том числе в целях ведения электронной истории болезни, автоматизации работы регистратур и приёмных отделений, включая использование систем записи на приём к врачу через интернет;
-
телемедицинских технологий;
-
системы непрерывного дистанционного обучения врачей.
Срок – 31 декабря 2012 г.
За прошедшие семь (!) лет в направлении «Электронные медицинские карты» (ЭМК) практически ничего из действительно необходимого сделано не было, несмотря на неоднократные попытки профессионального сообщества сдвинуть эту проблему с мертвой точки. В октябре 2015 вопрос стандартов по ЭМК (подготовленных нашим ведущим специалистом в этом вопросе Б.В.Зингерманом) был вынесен на заседание Экспертного совета (ЭС) Минздрава России по ИКТ. Однако, несмотря на прямое указание, присутствовавшей на заседании Зам. министра Н.А.Хоровой, форсировать эту работу, деятельность ЭС (и до этого постепенно придушиваемого) просто прикрыли. Чему я вижу две главные причины:
-
Нежелание и неготовность Председателя ЭС, главного внештатного специалиста Минздрава по ИТ Т.В.Зарубиной и Директора департамента ИТ Е.Л.Бойко открыто обсуждать с экспертами профессиональные вопросы; в первую очередь те, которые потребуют впоследствии конкретные действия, а не только выступления на трибунах.
-
Нежелание вводить строгие определения ЭМК. Ведь, сейчас можно рисовать любые цифры на тему «ЭМК гордо шагает по стране», хотя эта «ЭМК» включает иногда только анкетные данные и разрозненные текстовые фрагменты, а иногда и (или) просто диагноз по МКБ. А как только появятся документы, регламентирующие организацию действительно интегральной (а не интегрированной, как у нас почему-то принято писать) ЭМК, то красивые цифры в отчетах, возможно, придется на порядок сократить. Интегральная ЭМК – это большая и кропотливая работа по стандартизации и интероперабельности (информационной совместимости), значительная организационно-методическая работа, требующая большого опыта, настойчивости и принципиальности.
Поэтому, если мы хотим, чтобы ЭМК действительно вошла в повседневную практику здравоохранения, а не только - медорганизаций с передовым руководителем и с мощной ИТ-службой, то нам всем надо здорово постараться. С осени приступаем.
Продолжение следует