Многих вопросов, которые возникли в связи с принятием закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» можно было бы избежать, если бы его обсуждение велось так, как это принято в цивилизованном мире: поэтапно, системно, с учетом мнением экспертов и т.д.
В закон вошло многое из того, что могло бы быть регламентировано приказами Минздрава России. И одновременно не вошло то, что было бы очень полезно включить; например равнозначность электронного и традиционного (бумажного) документооборота. Строго говоря, и этот вопрос может решить сам Минздрав, но поскольку за много лет он этого не сделал, то сейчас была прекрасная возможность однозначно закрепить эту важнейшую позицию.
В законопроект попали некоторые фрагменты-загадки, которые породят кучу разночтений. В частности, Статья 362. Особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий:
«2. … При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться корректировка ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации)». И как это надо понимать? У кого надо получить «очное» заключение? По месту жительства пациента или там, где планируется получить телемедицинскую консультацию. Если первый вариант, то зачем все многочисленные разговоры о бескрайних просторах нашей страны, на которых квалифицированная медпомощь распределена не очень равномерно. Очную консультацию тогда надо сначала получить в соседнем таежном поселке? Если второй, то надо сначала обязательно сгонять в Москву (например) для очного контакта, и только после этого получить право на телемедицинскую консультацию. Сколько людей – столько мнений. Конечно, можно высказать претензии и другим участникам законотворческого процесса, но главное действующее лицо в данном случае, безусловно, Минздрав.
Именно для решения таких вопросов и был создан в конце 2012 года Экспертный совет (ЭС) Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения. Однако за время своего существования ЭС фактически не решил ни одной задачи. И не по причине нерадивости или тупости экспертов, а исключительно из нежелания его оперативного руководства использовать потенциал экспертного сообщества. Причем, за это время ни разу не возникло непонимание между членами ЭС и руководством Минздрава, когда на заседаниях ЭС присутствовали Заместители министра здравоохранения (А.В.Юрин, Н.А.Хорова). Но, как только они выходили, власть брали «боссы» пониже рангом и все продолжалось по старому.
Мы неоднократно писали и о печальной судьбе ЭС, и о несовершенстве ряда ключевых ИТ-документов, которые не сочли нужным на нем обсуждать -
Партизанские тропы Экспертного совета: от болота к болоту (сентябрь 2015),
Дорожная карта по топтанию на месте (май 2015), Дорожную карту можно и нужно править (июнь 2015), О жизни Экспертного совета: ЭМК и прочее (октябрь 2015), Кого благодарить за требования к РМИС? (июль 2016). Понимаю, что это нескромно, но очень рекомендую посмотреть указанные ссылки. Дютюктив, однако!
Но ничего не менялось. За последние несколько лет ни один из принципиальных документов на ЭС не выносился. Хотя вопросов по этим документам было очень много, включая иногда, даже, вопросы их авторства.
В качестве примера можно упомянуть июль 2016 года, когда Минздравом были опубликованы "Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)". Даже, при самом поверхностном обсуждении через ЭС не проскочил бы пункт о взаимодействие между РМИС и МИС МО: «На уровне региона должен быть подготовлен единый открытый стандарт обмена данными. Данный стандарт должен поддерживаться всеми используемыми в регионе МИС МО, которые взаимодействуют с РМИС» (п.14.1, поз. 1). Это – то же самое, что поручить каждому региону устанавливать свою ширину железнодорожной колеи, и при этом тратить миллиарды на создание единой ж/д системы. Т.е. в каждом регионе будут существовать свои собственные стандарты? «Всего лишь» 85 стандартов информационного обмена? А разве создается не Единая информационная ….? Как я уже писал тогда, одного этого пункта достаточно, чтобы развалить ЕГИСЗ. Конечно, разработчики и МИС МО и РМИС народ неглупый и соображают, что надо выполнять, а что – нет. Но на подпись министру, все-таки, подсунута именно данная версия.
Однако, без малого два года назад он был окончательно угроблен – 7 октября 2015 состоялось его последнее заседание. При этом надо отметить, что ЭС был прикрыт на очень ответственном этапе – обсуждении стандартов по Электронной медицинской карте, подготовленных нашим ведущим специалистом в этом вопросе Б.В.Зингерманом. Однако, несмотря на прямое указание, присутствовавшей на заседании Зам. министра Н.А.Хоровой, форсировать эту работу деятельность ЭС (и до этого постепенно придушиваемого) просто прикрыли.
И угроблен ЭС не вражьими силами, не санкциями европейских и американских ястребов и завистников, а собственным председателем – главным внештатным специалистом Минздрава по ИКТ – Т.В.Зарубиной. Уважаемая Татьяна Васильевна, как заправский киллер придушила вверенный ей «объект», чтобы он, видимо, не мешал ей сочинять бодрые лозунги в стиле «мы на правильном пути», «точка невозврата пройдена» и т.п. Конечно, и раньше наши ИТ-руководители не слишком-то настальгировали без экспертного сообщества, но последнее время на него плюют демонстративно и с видимым удовольствием.
Конечно, не исключено, что мы чего-то просто недопонимаем. Возможно таким тонким образом наши мед. ИТ-лидеры хотят перехитрить какой-нибудь зловредный Гондурас, который спит и видит, как бы обогнать нас в борьбе за лидерство на мировой арене. Мы как бы наделаем супер-глупостей, а они расслабятся и проворонят, как мы обойдем их на повороте и по уровню стратегического мышления вплотную приблизимся к Верхней Вольте.
Работа Экспертного совета Минздрава, безусловно, должна быть возобновлена. И, конечно, руководить советом должны действительные специалисты, и не просто таковыми назначенные.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ