АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
08.06.2020

Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Elyanov

Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Будем надеяться, что эпидемия COVID 19 приближается к концу (перекур завершается), и нам пора решить, продолжаем ли мы ползти черепашьими темпами с периодической демонстрацией медорганизаций-ударников (в редких случаях – регионов-ударников) или, все-таки, выведем всю страну на уровень, соответствующий нашему интеллекту и реальным возможностям.

Я думаю, что российскими разработчиками созданы решения абсолютного большинства задач, необходимых для создания ЕГИСЗ, выполнения Национального проекта «Здравоохранение» и Майских указов Президента в области цифрового здравоохранения (ЦЗ). Однако то, что мы наблюдаем в окружающей нас действительности, совершенно не соответствует колоссально затраченным средствам. Главные причины лежат в сфере управления и оценки достигнутых результатов:

Что и почему не работает?

  1. Достигнутые результаты совершенно не соответствуют затраченным средствам - около 50 млрд. руб. в 2011-2019 годах.
  2. Практически вся активность сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов. Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями.
  3. Отсутствует полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. На сегодняшний день цифровизация не облегчает работу врача, а затрудняет ее.
  4. Нормативная база цифрового здравоохранения совершенно неудовлетворительна.
  5. В результате отказа от разработки единых «правил игры» и перекладывания ответственности на регионы создается не единая система, а множества региональных не очень совместимых между собой сегментов.
  6. Отсутствует система мониторинга создания и развития ЕГИСЗ, в результате чего отсутствуют реальные данные о состоянии и перспективах развития системы. Исключена возможность аналитики и прогнозирования.
  7. На разработаны типовые требования к подавляющему большинству классов медицинских информационных систем. Отсутствуют методики объективной оценки соответствия используемых систем установленным требованиям.
  8. Практически не тиражируется удачный опыт регионов, медорганизаций, фирм-разработчиков. Бесконечное «изобретение велосипедов».
  9. Отсутствие серьезной работы по стандартизации и информационной совместимости (интероперабельности) фактически парализовало создание комплексной и быстро развивающейся системы.
  10. У значительной части медиков сформировалась стойкая убежденность, что компьютерщики (если не все, то, уж, точно - многие) – либо идиоты, либо прохвосты, имеющие единственную цель – ободрать здравоохранение, всучив некачественные программы за огромные деньжищи.
  11. Полное игнорирование мнения профессионального сообщества. Ликвидированы каналы обратной связи для анализа реальной информации о состоянии цифровизации.
  12. Подавляющая часть проблем связана не с недостатками финансирования, а с крайне низким качеством управления в этой сфере. 

Первоочередные меры по выходу из кризисного состояния

Предлагаем Минздраву России развернуть программу сотрудничества по выходу из кризиса. Без выполнения нижеуказанных действий подавляющее большинство благих идей и розовых замыслов будет неминуемо провалено либо выполнено на низком уровне, о чем однозначно свидетельствует опыт последних десяти лет. АРМИТ готова принять активное участие в этой работе и предоставить министерству доступ к информационным ресурсам Ассоциации.

Цена реализации предлагаемых решений минимальна по сравнению с теми средствами, которые бездарно и практически безрезультатно тратятся сегодня. В случае принятия предлагаемой программы действий:

Безусловно, это далеко неполный перечень того, что должно быть сделано. Но без этого не обойтись.

  1. Изменение системы управления и подготовки принятия управленческих решений в сфере цифрового здравоохранения.
  1. Разработка программы приоритетных задач
  1. Создание РЕАЛЬНОЙ конкурентной среды, стимулирующей использование и развитие наиболее эффективных разработок:
  1. Ликвидация провалов в нормативно-методическом обеспечении:
  1. Реальная поддержка и стимулирование медицинских организаций и отдельных сотрудников в контексте использования ИТ
  1. Создание геоинформационной системы мониторинга развития (аудита) Единой Государственной Информационной Системы в Здравоохранении (ЕГИСЗ) и Цифрового контура здравоохранения (ЦКЗ), без чего невозможно:
  1. Создание системы стандартизации и интероперабельности МИС.
  1. Максимальное использование ИТ в задачах непрерывного медицинского образования (НМО):
  1. Разработка и реализация программы действий по стимулированию использования в ЦЗ наукоемких технологий: искусственного интеллекта, систем распознавания, блокчейна и др. В настоящее время наука в сфере ИТ находится в полном загоне.

Ждем Ваши замечания, предложения, дополнения, комментарии.

01.06.2020

Михаил Эльянов, к.т.н
Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы Экспертного совета
Минздрава России по использованию ИКТ в системе
здравоохранения
https://armit.ru
8-916-628-59-46, info@armit.ru


Оцените эту информацию