Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?
Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?
Будем надеяться, что эпидемия COVID 19 приближается к концу (перекур завершается), и нам пора решить, продолжаем ли мы ползти черепашьими темпами с периодической демонстрацией медорганизаций-ударников (в редких случаях – регионов-ударников) или, все-таки, выведем всю страну на уровень, соответствующий нашему интеллекту и реальным возможностям.
Я думаю, что российскими разработчиками созданы решения абсолютного большинства задач, необходимых для создания ЕГИСЗ, выполнения Национального проекта «Здравоохранение» и Майских указов Президента в области цифрового здравоохранения (ЦЗ). Однако то, что мы наблюдаем в окружающей нас действительности, совершенно не соответствует колоссально затраченным средствам. Главные причины лежат в сфере управления и оценки достигнутых результатов:
Что и почему не работает?
Достигнутые результаты совершенно не соответствуют затраченным средствам - около 50 млрд. руб. в 2011-2019 годах.
Практически вся активность сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов. Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями.
Отсутствует полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. На сегодняшний день цифровизация не облегчает работу врача, а затрудняет ее.
Нормативная база цифрового здравоохранения совершенно неудовлетворительна.
В результате отказа от разработки единых «правил игры» и перекладывания ответственности на регионы создается не единая система, а множества региональных не очень совместимых между собой сегментов.
Отсутствует система мониторинга создания и развития ЕГИСЗ, в результате чего отсутствуют реальные данные о состоянии и перспективах развития системы. Исключена возможность аналитики и прогнозирования.
На разработаны типовые требования к подавляющему большинству классов медицинских информационных систем. Отсутствуют методики объективной оценки соответствия используемых систем установленным требованиям.
Практически не тиражируется удачный опыт регионов, медорганизаций, фирм-разработчиков. Бесконечное «изобретение велосипедов».
Отсутствие серьезной работы по стандартизации и информационной совместимости (интероперабельности) фактически парализовало создание комплексной и быстро развивающейся системы.
У значительной части медиков сформировалась стойкая убежденность, что компьютерщики (если не все, то, уж, точно - многие) – либо идиоты, либо прохвосты, имеющие единственную цель – ободрать здравоохранение, всучив некачественные программы за огромные деньжищи.
Полное игнорирование мнения профессионального сообщества. Ликвидированы каналы обратной связи для анализа реальной информации о состоянии цифровизации.
Подавляющая часть проблем связана не с недостатками финансирования, а с крайне низким качеством управления в этой сфере.
Первоочередные меры по выходу из кризисного состояния
Предлагаем Минздраву России развернуть программу сотрудничества по выходу из кризиса. Без выполнения нижеуказанных действий подавляющее большинство благих идей и розовых замыслов будет неминуемо провалено либо выполнено на низком уровне, о чем однозначно свидетельствует опыт последних десяти лет. АРМИТ готова принять активное участие в этой работе и предоставить министерству доступ к информационным ресурсам Ассоциации.
Цена реализации предлагаемых решений минимальна по сравнению с теми средствами, которые бездарно и практически безрезультатно тратятся сегодня. В случае принятия предлагаемой программы действий:
в течение 6 месяцев можно навести порядок в управлении ЦЗ,
через год практическое здравоохранение увидит явные положительные результаты
Безусловно, это далеко неполный перечень того, что должно быть сделано. Но без этого не обойтись.
Изменение системы управления и подготовки принятия управленческих решений в сфере цифрового здравоохранения.
Немедленно возобновить работу Экспертного совета Минздрава по вопросам использования ИТ в системе здравоохранения. Принятие нового положения об Экспертном совете (он практически готов). Создание механизмов постоянного взаимодействия Минздрава и экспертного сообщества.
Подготовить и провести встречу Министра здравоохранения М.А.Мурашко и заместителя министра по цифровому здравоохранению П.С.Пугачева с представителями профессионального сообщества с целью выработки согласованной программы действий.
Разработка программы приоритетных задач
Разработать перечень первоочередных конкретных задач цифрового здравоохранения, в первую очередь существенно важных для пациентов и медицинских работников, с обязательным указанием сроков, проверяемых целевых показателей и методов контроля. Перейти от бесконечной имитации совершенствования инфраструктуры ЕГИСЗ к решению действительно необходимых задач. Учет предложений профессионального сообщества по выполнению Национального проекта «Здравоохранение» и майских Указов Президента Российской Федерации, в сфере цифровизации.
Выделение Миздравом России неснижаемых квот (не менее 25% от бюджета на ЦЗ) на проведение конкурсов и аукционов по созданию прикладных ИТ-систем, дающих максимальный социально-экономический эффект (например, скрининговые системы, системы для обработки и анализа видеоизображений, ЭКГ и т.д.).
Создание РЕАЛЬНОЙ конкурентной среды, стимулирующей использование и развитие наиболее эффективных разработок:
Срочно провести инвентаризацию (аудит) существующих отечественных медицинских информационных систем и ресурсов.
Разработать и утвердить системы конкретных и проверяемых требований к основным классам МИС (МИС медорганизаций, лабораторные информационные системы, PACS, фармацевтические информационные системы и др.).
Создать общедоступный постоянно актуализируемый информационный ресурс с реестрами успешных и потенциально тиражируемых решений (good practice), где можно было бы ознакомиться со сравнительными характеристиками наиболее распространенных МИС, с информацией, где они установлены, отзывами (как позитивными, так и негативными) о их работе.
Разработать и внедрить экономические и организационные механизмы, стимулирующие тиражирование (внедрение) апробированных, хорошо зарекомендовавших себя ИТ-решений и технологий их оптимального применения, как на региональном уровне, так и на уровне медицинских организаций.
Создать на базе наиболее «продвинутых» медицинских организаций центры медицинских информационных технологий – полигоны для обкатки новых ИТ-решений, оценки эффективности их использования, сравнения качества однотипных систем, технологий комплексного использования и интеграции различных МИС.
Ликвидация провалов в нормативно-методическом обеспечении:
Создать систему непрерывной подготовки и модернизации нормативных и методических документов цифрового здравоохранения, учитывающей опыт и точку зрения всего спектра профессионалов данной сферы. Существующая практика создания документов «вдогонку» ведет к полной и сознательной дезорганизации ЕГИСЗ и Цифрового контура здравоохранения.
Выделение Миздравом России неснижаемых квот (не менее 5% от бюджета на ИТ) на разработку нормативного и методического обеспечения.
Срочно подготовить и утвердить документы, уравнивающие статус электронного и традиционного (бумажного) документооборота, регламентирующие поэтапный переход от бумажного документооборота к электронному.
Разработать документы, четко регламентирующих структуру и содержание реальной, а не бутафорской электронной медицинской карты (ЭМК). В настоящее время за ЭМК, строго говоря, можно выдавать минимальный набор паспортных данных. Еще в середине 1990-х с внедрением компьютерных систем ОМС практически во всех медорганизациях были созданы регистры прикрепленного населения. С установкой МИС в этих медорганизациях появилась возможность перекачать в них информацию из этих регистров и гордо заявить, что практически на все население заведены ЭМК, что является откровенной ложью.
Разработать нормативы оснащения медорганизаций средствами вычислительной техники, коммуникационным оборудованием, системным и прикладным программным обеспечением, без чего невозможно никакое реальное планирование.
Разработать систему критериев и методику оценки уровня цифровизации медорганизаций. Без этого реальное управление цифровизацией превращается в бесконечный и бездонный процесс поглощения средств без четко предсказуемых осязаемых результатов.
Разработать пакет документов по организации ИТ-службы медорганизации. Последний и единственный документ на эту тему, выпущенный Минздравом, датирован 1986 годом (!!!). ИТ-департамент Минздрава, начиная с 2013 года откровенно срывает принятие нового документа. Проблема не только в том, что медорганизации должны выдумывать все сами (тратя на это время и деньги), а в том, что демонстрируется откровенно пренебрежительное отношение Минздрава к цифровизации.
Реальная поддержка и стимулирование медицинских организаций и отдельных сотрудников в контексте использования ИТ
Разработать рекомендации по стимулированию сотрудников медицинских организаций, активно использующих ИТ в своей работе и обучающих других сотрудников.
Разработать методики стимулирования медорганизаций, активно и эффективно внедряющих ИТ.
Создание геоинформационной системы мониторинга развития (аудита) Единой Государственной Информационной Системы в Здравоохранении (ЕГИСЗ) и Цифрового контура здравоохранения (ЦКЗ), без чего невозможно:
Дать обоснованный прогноз потребности в средствах вычислительной техники, коммуникационном оборудовании, системном и прикладном программном обеспечении и др.
Оценить реальную динамику оснащения медорганизаций, городов, регионов средствами вычислительной техники и интернетом
Дать реальную статистику используемых в стране МИС и объективную оценку их соответствия утвержденным требованиям.
Предоставить систематизированную информацию по формам ИТ-поддержки медорганизаций (численность собственного персонала, передача на аутсорсинг и т.д.), что позволяет облегчить и оптимизировать развитие и сопровождение ИТ в медорганизации.
Создать информационную базу для формирования объективной отчетности и мониторинга действительных результатов цифровизации, исключения приписок и фальсификации данных.
Создание системы стандартизации и интероперабельности МИС.
Разработать протоколы и стандарты взаимодействия МИС, без чего комплексная цифровизация с использованием десятков систем различных производителей - абсолютная химера. Профессиональное сообщество акцентирует внимание на этой важнейшей задаче с 2010 (!) года. Реальных действий нет.
Финансирование Минздравом работ по этому направлению отдельной строкой.
Максимальное использование ИТ в задачах непрерывного медицинского образования (НМО):
Максимально внедрять НМО с использованием ИТ.
Стимулировать обучение медиков использованию ИТ в своей профессиональной деятельности. По мнению многих специалистов низкая компьютерная грамотность персонала – одна из главных трудностей при внедрении ИТ в практику здравоохранения.
Разработка и реализация программы действий по стимулированию использования в ЦЗ наукоемких технологий: искусственного интеллекта, систем распознавания, блокчейна и др. В настоящее время наука в сфере ИТ находится в полном загоне.
Михаил Эльянов, к.т.н Президент АРМИТ Руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по использованию ИКТ в системе здравоохранения https://armit.ru 8-916-628-59-46, info@armit.ru