АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЕГИСЗ и цифровой контур здравоохранения без полноценной ЭМК – ХИМЕРА!

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
30.06.2020

ЕГИСЗ и цифровой контур здравоохранения без полноценной ЭМК – ХИМЕРА!

ЕГИСЗ и цифровой контур здравоохранения без полноценной ЭМК –
ХИМЕРА!

Из перечня поручений по итогам заседания Совета
по развитию информационного общества в России

(
8 июля 2010):
"… Совместно с высшими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации обеспечить
создание и внедрение в деятельность учреждений
здравоохранения медицинских информационно-
справочных систем, в том числе в целях …
ведения
электронной истории болезни"











sol

Одна из основных причин того, что ЕГИСЗ превратился в малопонятный, но высокозатратный долгострой состоит в том, что четко не сформулированы конечные цели. Главная (как мне кажется) из этих в общем-то немногих целей – переход к ведению полноценной электронной медицинской карты (ЭМК). С одной стороны, все, вроде бы, понимают, что это такое. В каких-то регионах, медорганизациях она есть, а где-то – нет или есть, но в очень ущербном виде.

Каким требованиям должна соответствовать ЭМК:

Мне кажется, что, если такой ЭМК нет, то и многомиллиардный «огород» незачем было городить.

Есть о чем ломать копья?

  1. Для пациента ЭМК – это единый документ, содержащий ВСЮ медицинскую информацию о себе любимом или о своих близких. Это залог актуальности, сохранности, полноты и достоверности информации в медицинской карте. Нет проблемы безобразных почерков безответственных медиков, нет неизвестно куда подевавшейся информации (анализы, результаты исследований и проч.), карта не теряется, не «зависает», неизвестно где, по дороге от одного врача к другому и т.д.
  2. У врача остается значительно больше времени на общение с пациентом. Снимается проблема, которая по мнению медиков является главным фактором, сдерживающим внедрение цифровизации: необходимость ведения бумажной документации при одновременном ведении электронной (в данном случае - ЭМК). При полном переходе к ЭДО вся болтовня о их параллельном существовании теряет смысл.
  3. При наличии полноценной ЭМК (что в обязательном порядке предполагает качественное заполненной базы данных) снимается значительная часть вопросов реализации электронных рецептов: понятна потребность в лекарствах, не проблема отследить что и сколько выписано, что и сколько получено, пациенты и врачи избавлены от необходимости бегать в поликлинику и по поликлинике, собирая необходимые бумажки и подписи на них.
  4. Наличие ЭМК открывает путь развитию современных технологий. Например, не очень понятно, как можно говорить о внедрении телемедицинских консультаций (и «врач-врач», и «врач-пациент»), если их придется каким-то непонятным образом синхронизировать с заказом и доставкой бумажных карт. Или их результаты надо записывать в блокнотике, а потом вводить в бумажную карту?
  5. Переход к ЭМК неминуемо будет стимулировать сокращение зоопарка форматив используемых данных. Например, каким образом мы собираемся широко внедрять так всем полюбившиеся системы искусственного интеллекта, если они привязаны к определенным форматам представления данных? Т.е. на «своих» форматах они работать будут, а на других …?

Список можно продолжить.

Переход к ЭМК предполагает в обязательном порядке:

  1. Утверждение пакета нормативных документов, регламентирующего все аспекты создания и функционирования ЭМК. Проект такого пакета документов был представлен в Экспертный совет Минздрава по использованию ИТ в системе здравоохранения еще в 2015 году. Но его утверждение (несмотря на прямое распоряжение заместителя министра) было заблокировано руководительницами Совета.
  2. Обеспечение информационной совместимости (интероперабельности) различных систем, т.к. ЭМК собирается из фрагментов, формируемых разными системами. Это непростой, но, безусловно, решаемый вопрос. И, судя по всему, многократно уже решенный разработчиками МИС.
  3. Разработку регуляторных механизмов (экономических, административных и проч.), предписывающих поэтапный переход к ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ включения информации из установленных в медорганизации информационных систем в ЭМК. Например, если в медорганизации устанавливается ЛИС, то информация из нее должна быть видна в используемой МИС. За это должен отвечать главный врач. Если они (МИС и ЛИС) друг друга «не видят» (или «видят» неполностью), либо меняйте системы, либо дорабатывайте. Но мне кажется, что тут особых проблем не будет. Мы до этого технически давно дозрели. Все должно собираться из кубиков – как конструктор ЛЕГО. Нужны только желание и воля ИТ-руководства Минздрава.
  4. Оцифровку данных из уже имеющихся бумажных медицинских карт. Вот это огромная задача – возможно, самая трудная в этом списке - но во многих медорганизациях уже есть опыт ее решения. Вероятно, государству, придется вложить в это значительные средства, но это, безусловно, даст больший эффект, чем многолетние бездарные траты бюджетных средств, содержание толпы бесполезных чиновников. Мне кажется, что информация из бумажных медкарт должна вводиться в ЭМК самими медицинскими работниками с их обязательным и ощутимым (а не символическим) экономическим стимулированием. Например, участковые врачи (или бригады подготовленных специалистов) будут обязаны в течении некоторого времени ввести необходимую информацию по пациентами своего участка. С четкой тарификацией этого процесса. Конечно, самим медикам в нормативных документах надлежит определить, что и как надо вводить. Допустим, в карте имеются данные 10-ти ЭКГ пациента. Не факт, что надо вводить абсолютно все. Вряд ли, надо будет вводить всю информацию о перенесенных простудах и т.д. Возможно, надо будет разработать и выпустить большим тиражом специальные сканеры, информация с которых будет вводится в автоматическом или, как мне кажется, реальней, - в полуавтоматическом режиме (что-то распознает машина, что-то – человек). Вот, где будет возможность проверить, умеют что-либо реальное делать наши умельцы в сфере распознавания и искусственного интеллекта или они способны только хлопать себя ушами по щекам от восторга по поводу собственной гениальности. Вероятно, нашему здравоохранению придется вспомнить известный принцип «Если изнасилование неизбежно, то надо расслабиться и получить удовольствие». Полагаю, что Минздраву надо будет организовать ряд конкурсов (но, уж, точно не аукционов) с целью детальной разработки методов и средств решения этой группы задач. И без идиотских шуток поручить каждому региону решить эти задачи самостоятельно.
  5. Приведение руководством медорганизаций и органами управления здравоохранением компьютерной инфраструктуры в абсолютно дееспособное состояние.

Возможно, я говорю элементарные и всем понятные вещи. Но почему же тогда в этой сфере у нас местами все как-то проктологически?

shema

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ
8-916-628-59-46



Оцените эту информацию