За что врачи нас не всегда любят? Продолжение И что надо сделать, чтобы полюбили?
Как мы врачам помогаем, так к нам и относятся
Думаю, что не очень ошибусь, если предположу, что отношение подавляющего большинства врачей к цифровизации и цифровизаторам основано на их личном опыте работы с компьютерными системами. Если этот опыт в целом положительный, то и отношение будет хорошее или, как минимум, неплохое. Если же негативный, то ждать особой любви не приходится. И не думаю, что кадровые перестановки в Минздраве или радостные сообщения по ТВ о передовом опыте где-то там сильно поколеблют мнение тех, кому приходится работать с плохими системами.
Далее я буду опираться на результаты двух опросов медицинских работников, проведенных компанией «Медицинские Информационные Решения» совместно с АРМИТ. Первый опрос состоялся в октябре 2019 года (5080 респондентов из 85 (!) регионов РФ), второй – в марте 2020 (3200 респондентов из 85 регионов РФ).
На вопрос: «Возможности информационных систем, с которыми Вы работаете, удовлетворяют Ваши потребности в компьютерной обработке данных?» ответили Да - 27%, Частично - 53%, Нет - 20%.
Вопрос: «Как Вы оцениваете качество медицинских информационных систем (МИС), с которыми Вы лично работаете?». Ответы: Хорошее - 10%, В целом неплохое, но есть претензии - 44%, Скорее плохое, чем хорошее - 15%, Плохое - 8%, С МИС не работаю - 23%.
Вот Вам и ответ. Процент положительных отзывов должен быть значительно выше, учитывая колоссальные вложения – около 50 млрд. руб. за 9 лет, и имеющийся колоссальный опыт.
Полагаю, что главная причина откровенной ненависти со стороны части врачей к нашим «достижениям» – навязывание медорганизациям несовершенных и неконтролируемых компьютерных систем и решений.
При этом подавляющее большинство медиков прекрасно понимают преимущества, которые им дает цифровизация. На вопрос «Помогает лично Вам в работе информатизация?» ответы распределились следующим образом: Да, существенно - 53%, Да, незначительно - 21%, Скорее мешает, чем помогает - 9%, Однозначно мешает - 1%, Я о информатизации в основном только слышу - 16%. И, естественно, врачи хотят, чтобы установленные у них системы работали ХОРОШО целиком и полностью, а не частично или время от времени.
Кстати, на вопрос «Как Вы оцениваете качество обслуживания (сопровождения) МИС, с которыми Вы лично работаете?» ответы следующие: Хорошее - 11%, В целом неплохое, но есть претензии - 38%, Скорее плохое, чем хорошее -17%, Плохое - 9%, С МИС не работаю - 25%.
А кто-нибудь интересуется мнением врачей?
А кому-нибудь когда-нибудь в Минздраве приходила в голову мысль поинтересоваться: а удобно ли врачам работать с устанавливаемыми МИС? Делают ли эти МИС именно то, что надо врачу? С какой из систем удобней работать? А вообще кто-нибудь там «наверху» знает, чем, например, МИСы, используемые в ЕГИСЗ, отличаются друг от друга? А существуют ли объективные рейтинги?
На вопрос «Интересовался ли кто-нибудь Вашим мнением о используемых в Вашей медорганизации МИС?» 76% представителей государственных медорганизаций ответили отрицательно. Другие ответы: Руководство медорганизации - 14%, Органы управления здравоохранением, МИАЦы и т.д. - 6%, Фирмы разработчики МИС – 7%.
Безусловно, одной из причин, снижающих оценку используемых МИС, является недостаточная компьютерная грамотность медперсонала. МИС – инструмент, а не самоцель. Не умеешь правильно пользоваться, результат будет соответствующим.
Кто должен заботиться о компьютерной грамотности врачей?
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышать квалификацию медицинских работников в сфере ИТ?» ответы: Да - 80%, Нет, она вполне достаточная - 10%, Затрудняюсь ответить - 10%.
А вот распределение ответов на вопрос «Ведется ли работа по повышению квалификации медицинских работников в сфере ИТ в Вашей медорганизации?» выглядит так: Да – 18%, Нет - 62%, Не знаю – 20%. Т.е в этом плане полный провал. А кто должен поставить перед медорганизациями задачу повышения этой квалификации? Кто должен подготовить соответствующие методические рекомендации? Они сами?
Не все верят сказкам
По результатам опроса лишь 10% врачей считают, что реальный уровень цифровизации соответствует тому, что показывает телевидение и другие СМИ. Я не хочу сказать, что радостные сюжеты о достижениях в сфере цифрового здравоохранения, которые нам регулярно показывают по ТВ - откровенное вранье (хотя и такое бывает). Но стране не показывают общую картину и реальные проблемы. Мы видим, как во времена СССР, бодрые рапорты о колхозах-миллионерах, доярках-рекордистках, заводах-передовиках, мудрых и компетентных руководителях и т.д. Чем закончилось эта пастораль, известно.
В итоге
Очень важный – интегральный вопрос «Что конкретно на Ваш взгляд тормозит информатизацию здравоохранения?». Ответы:
Преимущества от информатизации (повышение качества обслуживания, экономические показатели, улучшение организации и т.д.) не оправдывают вложенные средства - 12% (607 чел.)
Отсутствие внятной государственной политики в сфере цифрового здравоохранения - 40% (2014 чел.)
Низкие пользовательские характеристики систем (неудобный интерфейс, низкая надежность, отсутствие или низкое качество документации на систему и т.д.) - 41% (2090 чел.)
Проблемы с сопровождением (модернизацией) разработчиком информационной системы (долго исправляются ошибки, долго делаются доработки) - 42% (2145 чел.)
Слабый, несовершенный функционал - несоответствие возможностей устанавливаемых (существующих) компьютерных систем реальным потребностям медорганизации. - 48% (2439 чел.)
Увеличение объема Вашей работы при использовании информационных систем вместо ожидаемой экономии времени - 49% (2512 чел.)
Отсутствие у медучреждения денежных средств на информатизацию - 49% (2465 чел.)
Невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной - 66% (3365 чел.)
Как мы видим, главное в этом ряду - откровенно бездарная политика перехода к электронным медицинским картам (ЭМК). Сплошь и рядом внедрение ЭМК не облегчает работу врача, а затрудняет ее: надо заполнить и ЭМК, и занести информацию в бумажную карту. Учитывая ограниченное время врача на прием одного пациента, такая «помощь» делает компьютерщиков врагами врачей. По данным серьезных опросов главный фактор, сдерживающий переход к цифровому здравоохранению: невозможность отказа от ведения бумажной карты при переходе к ЭМК. И это вина уже не компьютерщиков, а чиновников от компьютеризации; в первую очередь – уже упомянутых некомпетентных и безответственных Бойко и Зарубиной. Нынешние ИТ-лидеры Минздрава не должны повторить ошибки предшественников. И времени у них – в обрез!
Что делать? Первоочередные меры
Многие врачи во всем винят именно программистов и других компьютерщиков, но, полагаю, что в основном это связано с непониманием или с элементарной «осторожностью». Конечно и среди нашего брата немало непрофессионалов, раздолбаев, жополизов и т.п., но проблемы в основном не технические, а организационные. Но чиновников же (особенно высокостоящих) ругать страшновато – мало ли что.
Надо разгребать все эти завалы. В частности (в контексте всего выше сказанного), как мне кажется, надо проанализировать огромный накопившийся опыт использования МИС медицинских организаций, используемых в ЕГИСЗ, и задать планку функциональности и качества. Разработчикам не самых удачных систем придется либо покинуть свои «лежбища», либо доработать системы. Если этого не сделать вовремя, то очень вероятен силовой вариант решения вопроса «оптимизации»: сверху укажут, кто остается, а кто идет на … Думаю, многие уже сейчас смогут угадать, кого признают «правильными», а кого – не очень.
Предлагаем Минздраву России развернуть программу сотрудничества по выходу из кризиса. Без выполнения нижеуказанных действий подавляющее большинство благих идей и розовых замыслов будет неминуемо провалено либо выполнено на низком уровне, о чем однозначно свидетельствует опыт последних десяти лет. АРМИТ готова принять активное участие в этой работе. и предоставить министерству доступ к информационным ресурсам Ассоциации. Это не просто соображения. Это то, о чем говорится уже лет 10. Надеяться только на «дядю» не следует. Надо и самим время от времени отрывать задницу от стула. Тогда и врачи нас полюбят.
Цена реализации предлагаемых решений минимальна по сравнению с теми средствами, которые бездарно и практически безрезультатно тратятся сегодня. В случае принятия предлагаемой программы действий:
в течение 6 месяцев можно навести порядок в управлении цифровым здравоохранением,
через год практическое здравоохранение увидит явные положительные результаты
Безусловно, это далеко неполный перечень того, что должно быть сделано. Но без этого не обойтись.
Изменение системы управления и подготовки принятия управленческих решений в сфере цифрового здравоохранения.
Немедленно возобновить работу Экспертного совета Минздрава по вопросам использования ИТ в системе здравоохранения. Принятие нового положения об Экспертном совете (он практически готов). Создание механизмов постоянного реального взаимодействия Минздрава и экспертного сообщества.
Подготовить и провести встречу Министра здравоохранения М. А. Мурашко и заместителя министра по цифровому здравоохранению П. С. Пугачева с представителями профессионального сообщества с целью выработки согласованной программы действий.
Разработка программы приоритетных задач
Разработать перечень первоочередных конкретных задач цифрового здравоохранения, в первую очередь существенно важных для пациентов и медицинских работников, с обязательным указанием сроков, проверяемых целевых показателей и методов контроля. Перейти от бесконечной имитации совершенствования инфраструктуры ЕГИСЗ к решению действительно необходимых задач. Учет предложений профессионального сообщества по выполнению Национального проекта «Здравоохранение» и майских Указов Президента Российской Федерации, в сфере цифровизации. Пример таких задач приведен в разделе 4.
Выделение Миздравом России неснижаемых квот (не менее 25% от бюджета на ЦЗ) на проведение конкурсов и аукционов по созданию прикладных ИТ-систем, дающих максимальный социально-экономический эффект (например, скрининговые системы, системы для обработки и анализа видеоизображений, ЭКГ и т.д.).
Провести анализ первоочередных потребностей медорганизаций в средствах вычислительной техники и коммуникаций.
Создание РЕАЛЬНОЙ конкурентной среды, стимулирующей использование и развитие наиболее эффективных разработок:
Срочно провести инвентаризацию (аудит) существующих отечественных медицинских информационных систем и ресурсов.
Разработать и утвердить системы конкретных и проверяемых требований к основным классам МИС (МИС медорганизаций, лабораторные информационные системы, PACS, фармацевтические информационные системы и др.).
Создать общедоступный постоянно актуализируемый информационный ресурс с реестрами успешных и потенциально тиражируемых решений (good practice), где можно было бы ознакомиться со сравнительными характеристиками наиболее распространенных МИС, с информацией, где они установлены, отзывами (как позитивными, так и негативными) о их работе.
Разработать и внедрить экономические и организационные механизмы, стимулирующие тиражирование (внедрение) апробированных, хорошо зарекомендовавших себя ИТ-решений и технологий их оптимального применения, как на региональном уровне, так и на уровне медицинских организаций.
Создать на базе наиболее «продвинутых» медицинских организаций центры медицинских информационных технологий – полигоны для обкатки новых ИТ-решений, оценки эффективности их использования, сравнения качества однотипных систем, технологий комплексного использования и интеграции различных МИС.
Ликвидация провалов в нормативно-методическом обеспечении:
Создать систему непрерывной и упреждающей подготовки и модернизации нормативных и методических документов цифрового здравоохранения, учитывающей опыт и точку зрения всего спектра профессионалов данной сферы. Существующая практика создания документов «вдогонку» ведет к полной и сознательной дезорганизации ЕГИСЗ и Цифрового контура здравоохранения.
Выделение Миздравом России неснижаемых квот (не менее 5% от бюджета на ИТ) на разработку нормативного и методического обеспечения.
Срочно подготовить и утвердить документы, уравнивающие статус электронного и традиционного (бумажного) документооборота, регламентирующие поэтапный переход от бумажного документооборота к электронному.
Разработать документы, четко регламентирующих структуру и содержание реальной, а не бутафорской электронной медицинской карты (ЭМК). В настоящее время за ЭМК, строго говоря, можно выдавать минимальный набор паспортных данных. Еще в середине 1990-х с внедрением компьютерных систем ОМС практически во всех медорганизациях были созданы регистры прикрепленного населения. С установкой МИС в этих медорганизациях появилась возможность перекачать в них информацию из этих регистров и гордо заявить, что практически на все население заведены ЭМК, что является откровенной ложью.
Разработать нормативы оснащения медорганизаций средствами вычислительной техники, коммуникационным оборудованием, системным и прикладным программным обеспечением, без чего невозможно никакое реальное планирование.
Разработать систему критериев и методику оценки уровня цифровизации медорганизаций. Без этого реальное управление цифровизацией превращается в бесконечный и бездонный процесс поглощения средств без четко предсказуемых осязаемых результатов.
Разработать пакет документов по организации ИТ-службы медорганизации. Последний и единственный документ на эту тему, выпущенный Минздравом, датирован 1986 годом (!!!). Проблема не только в том, что медорганизации должны выдумывать все сами (тратя на это время и деньги), а в том, что они воспринимают это, как пренебрежительное отношение Минздрава к цифровизации.
Реальная поддержка и стимулирование медицинских организаций и отдельных сотрудников в контексте использования ИТ.
Разработка методик стимулирования как медорганизаций, активно и эффективно внедряющих ИТ, так и сотрудников медицинских организаций, активно использующих ИТ в своей работе и обучающих других сотрудников.
Создание геоинформационной системы мониторинга развития (аудита) Единой Государственной Информационной Системы в Здравоохранении (ЕГИСЗ) и Цифрового контура здравоохранения, без чего невозможно:
Дать обоснованный прогноз потребности в средствах вычислительной техники, коммуникационном оборудовании, системном и прикладном программном обеспечении и др.
Оценить реальную динамику оснащения медорганизаций, городов, регионов средствами вычислительной техники и интернетом.
Дать реальную статистику используемых в стране МИС и объективную оценку их соответствия утвержденным требованиям.
Предоставить систематизированную информацию по формам ИТ-поддержки медорганизаций (численность собственного персонала, передача на аутсорсинг и т.д.), что не позволяет облегчить и оптимизировать развитие и сопровождение ИТ в медорганизации.
Создать информационную базу для формирования объективной отчетности и мониторинга действительных результатов цифровизации, исключения приписок и фальсификации данных.
Создание системы стандартизации и интероперабельности МИС.
Разработать протоколы и стандарты взаимодействия МИС, без чего комплексная цифровизация с использованием десятков систем различных производителей - абсолютная химера. Профессиональное сообщество акцентирует внимание на этой важнейшей задаче с 2010 (!) года. Реальных действий нет.
Финансирование Минздравом работ по этому направлению отдельной строкой.
Максимальное использование ИТ в задачах непрерывного медицинского образования (НМО):
Максимально внедрять НМО с использованием ИТ.
Стимулировать обучение медиков использованию ИТ в своей профессиональной деятельности. По мнению многих специалистов низкая компьютерная грамотность персонала – одна из главных трудностей при внедрении ИТ в практику здравоохранения.
Разработка и реализация программы действий по стимулированию использования в ЦЗ наукоемких технологий: искусственного интеллекта, систем распознавания, блокчейна и др. В настоящее время нормотворчество и наука в сфере ИТ находятся в полном загоне.