Бойтесь неучей на паровозе!
Тема восстания машин, захвата ими власти появилась не сегодня. Можно вспомнить фильмы Терминатор 3. Восстание машин (2003), Восстание машин (2011) и т.д. Кстати, а Вы знаете, что в Москве, даже, есть Музей восстания машин ? А если вы наберете в Яндексе «Восстание машин против людей», то получите массу интересной информации.
Я не отношусь к тем, кому эта перспектива мешает спать. Но, если бы в 2019 году кто-то начал бы рассказывать нам, что уже в 2020 начнется история с COVID и к чему это приведет, многие из нас просто покрутили бы пальцем у виска.
История с паровозом от братьев Люмьер (писанная в предыдущем сюжете от Александра Гусева), как мне кажется не совсем про то. Если Вы сидите в темном зале, а туда врывается паровоз или что-то на него смахивающее, то, конечно, пульс у Вас слегка участится (мягко говоря). Но это связано не с тем, что Вы не любите паровозы. Вы просто не ожидали увидеть его здесь и сейчас.
Мне кажется, что в случае с ИИ мы скорее имеем аналогию с атомным оружием, когда сначала ситуацией управляли ученые, а потом – политики.
В 80-х годах в самой на тот момент либеральной и умной (как мне кажется) газете – Литературной газете» - развернулась дискуссия именно на эту тему – а что будет, если машины (роботы) взбунтуются и захватят власть? К сожалению, ссылку дать не могу – не помню. В одном выпуске публиковали пессимистический прогноз, в следующем – оптимистический (типа видения Александра Гусева), потом опять про то, что будет хреново, потом опять – про то, что не будет. И т.д. Получилась очень содержательная полемика. Закончилась она очень интересной точкой зрения одного из профессионалов в этой сфере. Суть ее состояла в следующем: давить саму идею надо в зародыше. Грубо говоря, как только в «мозг» машины приходит мысль «А почему собственно этот двуногий мною командует?», срабатывает некий «рубильник», который обнуляет помять машины и полностью стирает весь ход «рассуждений», приведший к самому вопросу о самостийности. Как утверждал автор, серьезные разработчики это понимают и подобный «рубильник» предусматривают.
А как обстоят дела сейчас? Кто-то может ответить за всю ИИ-тусовкку? Поэтому в вопросе о машинах-редисках на первый план могут выйти не машины, как таковые, а чиновники, которые этими вопросами управляют. Представьте себе фирму, которая успешно занимается ИИ. И, даже, получает гос. финансирование. В какой-то момент те, от кого зависит распределение финансов (типа Елены.Бойко или Павла Пугачева с их могучим интеллектом и не очень понятным образованием), приходят к выводу, что руководитель этой фирмы слишком умный и не ко всем их советам прислушивается. Его быстренько убирают и назначают что-нибудь типа Татьяны Зарубиной – некомпетентной, но очень покладистой и числящейся экспертом в области ИИ (Хрюшизм шагает по стране!). Надо продолжать, что будет дальше?
Поэтому, пользуясь красивой аллегорий А.Гусева с паровозом, хочется уточнить, что проблема не в паровозе, который почему-то ездит где ни попадя, а в том, кто им управляет. И вот здесь 100-процентного оптимизма нет.
Готов опубликовать и другие точки зрения.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ