Нужна ли Минздраву цифровизация? А милому Павлуше?
Регулярно обсуждая персоналий минздравовского кадрового беспредела в сфере цифрового здравоохранения, невольно задаешься вопросом, который звучит в каждом втором детективе: КОМУ ВЫГОДНО
Так вот: я думаю, что по большому счету цифровизация Минздраву России (по крайней мере, пока) НЕ НУЖНА. Более того – ВРЕДНА. Потому что цифровизация – это объективные данные, а не набивалки, пыхтелки, сопелки. Если полностью перейти к Электронному документообороту (ЭДО), т.е. к получению информации не неизвестно откуда, а исключительно из баз реальных данных, то приписки и вольные «толкования» данных, как массовое явление, практически исключены. И красивые цифры с реляциями о некоторых достижениях могут существенно потускнеть. Если мы много лет не видим объективных данных, даже, по самой ЕГИСЗ (оснащенность медорганизаций компьютерами и локальными сетями, прикладным программным обеспечением и т.д.), то что же говорить о выполнении собственно медицинских задач? ЭДО – это порядок. А Минздраву нужен полный порядок?
Конечно, сейчас, когда в Кремле постоянно говорят о цифровизации, задавать вопрос «А на хрена нам все это надо? И без этого раньше жили. И неплохо жили» как-то рискованно. Можно получить пинок под зад, не дождавшись ответа. Кстати, еще совсем недавно подобные вопросы считалось нормальным.
Минздраву нужна выборочная цифровизация: тут надо, а тут – не очень. Почему бы, не поговорить, например о искусственном интеллекте (ИИ)? Минздрав же за ИИ не отвечает. И не очень разбирается. Вот, если бы вопрос стоял, например, о повышении выявляемости тех или иных заболеваний с указанием проверяемых конкретных цифр, то это было бы полезно. И какой при этом будет использоваться математический аппарат – дело исполнителей. А слушать ни к чему не обязывающие и не очень квалифицированные рассуждения минздравовских чиновников на тему ИИ мало интересно. Есть специалисты и получше.
Конечно, есть много случаев, когда полезно быстро получить нужную информацию с использованием компьютерных систем, но погоду это не делает.
Или возьмем, например, тему телемедицины. Сколько восторженной мочи на эту тему выдали писающие кипятком мальчики и девочки. А хоть что-нибудь принципиально изменилось с 2017 года, когда был принят закон, часто называемый законом о телемедицине? Нет.
Естественно, присутствует и тема распила бюджета. В этом плане цифровизация полезна чиновникам; в т.ч. и Минздравовским. Ее коррупционная емкость колоссальна. Это Вам не наркотики с проституцией. Критериев оценки стоимости ИТ-проектов практически нет. Сколько захотели, столько и написали (распилили).
Для такой ответственной работы, как развал цифровизации, нужны и кадры соответствующие. Не всякий нормальный человек захочет, чтобы его периодически поливали грязью и считали откровенным убожеством и вредителем. Таких персонажей, как Татьяна Зарубина, Елена Бойко и Павел Пугачев, еще поискать надо.
Если бы Минздрав хотел реально двигать цифровизацию, он никогда не связался бы с этими «специалистами».
Ни на сайте Минздрава, ни на просторах интернета не удалось найти информацию, кем же по специальности является Заместитель министра по цифровому здравоохранению г-н Пугачев. Какой ВУЗ он закончил? Физтех? МГУ, Гарвард? Стенфорд? MTI? Кулинарный техникум? Цирковое училище? А может быть, даже, Школу гейш? Зато, указано про наличие двух детей. Конечно, прекрасно, что у замминистра все в порядке с детородными функциями, но хотелось бы, чтобы и умственные способности, и образовательный уровень, и уровень ответственности соответствовали занимаемой должности.
А вот тут, видимо, большие проблемы. Можно и нужно вспомнить:
Безобразную ситуацию с мобильным приложением за 308 миллионов руб., о чем мы неоднократно писали: 308 лимонов – не бабки! Особенно во время боевых действий,(15.03.2023), Донбасс, не волнуйся! В Минздраве не голодают (20.06.2023), Страна родная может спать спокойно! (24,07.2023), Сладенький Павлуша и какие-то 300 лимонов (11.09.2023) и др. Со стороны Минздрава ноль внимания. А ведь фактически идет речь о возможном обвинении в обычном казнокрадстве.
Конечно, найдутся злые люди, которые скажут: «Вот ведь фуфло минздравовское. Неужели есть идиоты, которые не понимают, что часть этих денег перекочует в какие-нибудь карманы?».
Но мы то понимаем, что это гнусный поклеп. Вероятно, к Павлу Сергеевичу зашли хорошие люди и молвили: «Отслюнявь нам, добрый Павлуша, лимонов эдак побольше. Жизнь тяжелая пошла. На махорку не хватает, а девчонкам нашим (подругам боевым) - на трусики кружевные. Да, и Porsche Cayenne протереть не на что. А мы тебе в знак признательности и приложеньице мобильное сляпаем. Отчего же не сляпать? Все сделаем по понятиям! Лишнего не возьмем. Зуб даем (твой)! Не ссы, брателло».
Не мог же отказать добрый, милый и ласковый Павлуша в такой мелочевке. И в силу природной отзывчивости и по простоте душевной отправил не совсем понятно, на что 300 с лишним миллионов, И вот теперь сидит в своем минздравовском кабинетике и ждет, когда же ему принесут приложение и сдачу (процентов 97 от уплаченных денег). А, уж, он потом, размазывая счастливые слезы по мордашке, передаст ее (сдачу) на строительство больниц, помощь детям инвалидам, на закупку всего нужного для войны (хотя, может быть он вообще о ней не слышал) и другие нужные вещи. Вот как-то так.
Похоже, назревает очередной масштабный распил бюджета под названием «Создание федеральный регистр граждан с наиболее распространенными заболеваниями». Если бы речь шла о извлечении данных из ЕГИСЗ (возможно с некоторыми дополнениями и уточнениями), вопросов бы не было. Но это выносится на Кабмин и др. очень высокие инстанции. Похоже, страну родную, Родину любимую кое-кто планирует «опустить» на N миллиардов при минимальных реальных расходах. Первый раз, что ли?
Бездарную, провокационную и абсолютно неподготовленную реализацию решения о единственной МИС в субъекте РФ (Заставь замминистра богу молиться …), которая обойдется России в несколько миллиардов. Безграмотная и безответственная деятельность Пугачева продиктована не стремлением улучшить ситуацию, а исключительно шкурными интересами: как минимум, выслужиться и отвести от себя обвинения в полной неэффективности. Здесь уже дискредитируется сам Президент РФ.
Явную неперегруженность заместителя министра интеллектом. В противном случае он не стал бы с таким спокойствием говорить о том, что спустя 12 лет с начала создания ЕГИСЗ и, потратив более 100 млрд руб., только идет согласование с ФОМС и др. ведомствами вопросов перехода к Электронному документообороту (Недоделанный ЭДО или провал ЕГИСЗ? Кто бы мог подумать?!). Он же просто топит министра своей глупостью!
И вся эта история с точки зрения нормальных человеческих взаимоотношений очень плохо пахнет. Все было организовано мерзко, исподтишка.
Откровенно антироссийскую политику г-на Пугачева в сфере цифровизации здравоохранения. Отказ от поддержки отечественных разработчиков: Санкции замминистра Павла Пугачева против цифрового здравоохранения России и Павел Пугачев против Владимира Путина. В Минздраве пока побеждает Пугачев.
Продолжение Бойко-Зарубинской политики полного игнорирования мнения экспертного сообщества при обсуждении важнейших вопросов цифрового здравоохранения. Что в условиях катастрофически низкого профессионального (а иногда и интеллектуального) уровня наших официальных ИТ-лидеров привело и приводит к очень тяжелым последствиям. Об этом мы регулярно говорили и писали, начиная с 2015 года. Павлуша тоже совсем не в восторге от перспективы демонстрировать свои знания и мозги в присутствии тех, у кого они в гпличии.
Пока Министра будет устраивать существующее положение, а мы будем помалкивать, как стадо баранов, наши ИТ-лидеры будут с удовольствием пропускать цифровое здравоохранение России через свои анальные отверстия.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ