Чуть-чуть истории. В 2008-2012 активно работал созданный Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. №1576 Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. (Председатель Совета - Президент РФ Д.А.Медведев, Первый заместитель председателя Совета - Руководитель Администрации Президента РФ С.Е.Нарышкин). Секция Совета по использованию ИТ в системе здравоохранения сыграла, безусловно, положительную роль в развитии информатизации отечественного здравоохранения.
После закономерного, хотя и запоздалого снятия с работы г-на Пугачева – заместителя министра, отвечающего за цифровое здравоохранение, АРМИТ в очередной раз ставит вопрос о необходимости исправления совершенно недопустимой ситуации, сложившейся в управлении цифровизацией здравоохранения Российской Федерации (прил.1).
Мы неоднократно пытались донести до руководства Минздрава России, что главная причина существующего положения – не в недостатке финансирования, не в низком уровне разработок, не в инертности и сопротивлении медиков, а в катастрофически низком уровне управления цифровизацией, которое должно быть принципиально изменено.
Смелая гипотеза о том, что существующая система принятия решения может стать эффективной, благодаря редким обсуждениям с участием «представителей общественности», назначаемых самим Минздравом, к сожалению, неизменно проваливается.
Смелая гипотеза о том, что существующая система принятия решения может стать эффективной, благодаря редким обсуждениям с участием «представителей общественности», назначаемых самим Минздравом, к сожалению, неизменно проваливается.
Панической ужас ИТ-лидеров Минздрава от одной мысли, что кто-то может вмешаться в отлаженную годами систему распила бюджета и создания видимости эффективной деятельности, блокирует все попытки профессионального обсуждения основных вопросов.
Минздрав России – не барон Мюнхгаузен: сам себя из болота не вытянет!
АРМИТ имеет много предложений по программе конкретных действий. Но первое, что можно и нужно сделать с огромным результирующим эффектом и с минимальной затратой средств – это изменение системы принятия управленческих решений и контроля за их выполнением.
Считаем необходимым создание Межведомственного координационного совета (далее - Совета) с целью координации и консолидации усилий ВСЕХ заинтересованных сторон в развитии цифрового здравоохранения РФ:
В состав создаваемого Совета целесообразно включить представителей следующих ведомств и организаций: Администрация Президента РФ, Счетная палата РФ, Госдума РФ, Совет Федерации, Минздрав РФ, Минцифра РФ, Минэкономразвития РФ, Силовые ведомства РФ (Минобороны, Росгвардия, МВД и др.), РАН, ОНФ, Профессиональные объединения (Нацмедпалата, АРМИТ, пациентские организации, объединения частных медорганизаций и др.), Ростелеком. Ростех и др.
Опыт показал целесообразность создания в составе Совета Экспертно-консультативной группы, состоящей из ведущих экспертов в данной сфере. Её задачи:
Изменение системы управления не является достаточным условием улучшения ситуации, но безусловно, является необходимым.
Надежды на то, что косметические меры могут дать реальный результат, безосновательны. Более, чем десятилетний опыт долгостроя под названием ЕГИСЗ показал, что Минздрав – не барон Мюнхгаузен, и сам себя из болота вытащить не сможет, т.е. с задачей организации системы цифрового здравоохранения самостоятельно справиться не в состоянии.
АРМИТ готова взять на себя подготовку проекта Положения о Совете, перечня привлекаемых ведомств и организаций, состава ЭКГ.
Михаил Эльянов Президент АРМИТ Руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по информационным технологиям |
Приложение 1
Состояние дел в цифровом здравоохранения России
Постоянное чередование некомпетентных и безответственных чиновников привело к тому, что:
Далеко не полный перечень откровенной халтуры приведен в публикации Провалы Минздрава России в сфере цифрового здравоохранения
В 2018 году мы уже обращались в Министру здравоохранения с открытым письмом о художествах Бойко (директора Департамента цифрового развития и ИТ) и Зарубиной (главный внештатный специалист Минздрава по ИТ) – Бойко и Зарубину в отставку! Немедленно! Тогда Минздрав отделался отпиской. Но через год с небольшим, все-таки, пришлось снять Бойко с работы за непрофессионализм и некомпетентность, доходящую до откровенной глупости ( «За что премьер Мишустин уволил самую высокооплачиваемую чиновницу Минздрава?»).
В 2021-2022 годах мы трижды обращались в Минздрав с предложение обсудить меры по улучшению ситуации. Последний раз в июне 2022 – в Открытом письме Министру здравоохранения «Минздрав России – главный тормоз цифрового здравоохранения Российской Федерации?». Ответа мы не дождались, несмотря на требования российского законодательства. При этом мы не просто критикуем – мы постоянно предлагаем конкретные меры по выходу из кризисной ситуации.
Когда в 2020 году Елена Бойко, пять лет возглавлявшая Департамент цифрового развития и информационных технологий Минздрава России и два года занимавшая пост заместителя министра, была снята с должности новым министром М.А.Мурашко мы очень надеялись, что ситуация изменится. Однако, все осталось по-прежнему. Новый заместитель министра по цифровому здравоохранению Павел Пугачев мало чем отличается от своей предшественницы: тот же дилетантизм, та же высокомерная спесь, то же нежелание слушать что-либо, отличное от его точки зрения (снят с работы в сентябре 2024). В результате:
Из последних «достижений» наших ИТ-лидеров:
Мы неоднократно писали, что проблемы с цифровизацией констатируют не только в АРМИТ
Материал Счетной палаты Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ современного состояния информатизации здравоохранения в условиях концепции создания единого цифрового контура в здравоохранении» и многочисленные приложения, в материале «Участники системы здравоохранения пока недостаточно вовлечены в информационное взаимодействие» от 21 июля 2022 года свидетельствует о неудовлетворительном состоянии цифрового здравоохранения.
Счетная палата и раньше неоднократно обращалась к этой теме - только в 2019 году трижды:
Однако ни разу критические заявления Счетной палаты не приводили к конкретным ожидаемым результатам.
К этим же вопросам неоднократно (не менее 10 раз, начиная с 2015 года) обращался и Общероссийский Народный Фронт. Только за последний год с небольшим - дважды:
Результат тот же - нулевой.
Безусловные успехи цифровизации российского здравоохранения достигнуты не столько благодаря Минздраву России, сколько вопреки ему.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ