АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Детектив по имени «ЭМК»

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
25.05.2022

Детектив по имени «ЭМК»

shpion

Детектив по имени «ЭМК»

Переход от бумажной медицинской карты к электронной является одной из важнейших, если не самой важной задачей цифрового здравоохранения. Серьезные опросы медиков показывают, что именно невозможность ухода от бумажных карт является главным тормозом цифровизации. Почему с этой задачей не удается справиться в масштабе страны и, как ее надо решать, пойдет речь ниже. 

Из новейшей истории цифрового здравоохранения

«Совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание и внедрение в деятельность учреждений здравоохранения медицинских информационно-справочных систем, в том числе в целях ведения электронной истории болезни… Срок исполнения - 31 декабря 2012г.» (Из перечня поручений по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России (8 июля 2010). Председатель Совета Президент РФ Д.А.Медведев)

Проект пакета нормативных документов, регламентирующего все аспекты создания и функционирования ЭМК, представлен Борисом Зингерманом в Экспертный совет Минздрава по использованию ИТ в системе здравоохранения в октябре 2015г. Но его утверждение (несмотря на прямое распоряжение заместителя министра) было заблокировано руководительницами Совета Е.Бойко и Т.Зарубиной.

В первоначальной версии 242 ФЗ - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 - было упоминание о возможности использования ЭДО. Но Минздравовские юристы по каким-то им одним ведомым причинам и без согласования с ИТ-профессионалами решили, что это лишнее, и лихо убрали. Кое с кем из них мне удалось пообщаться. О впечатлениях умолчу. Нормативной лексики не хватит.

Еще через 2 года (14 июня 2019г.) Минздрав России с’имитировал, как бы,  обсуждение проект приказа «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде». Было сделано все, чтобы избежать реального общественного обсуждения. Не удалось. АРМИТ и Нацмедпалата такое обсуждение организовали.  Перечень замечаний составил 8. Потребовался еще год обсуждений.

Наконец-то, в январе 2021г. появился долгожданный Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”

Поняв, что приказ мало пригоден к практическому использованию, Минздрав  через 7 месяцев родил Методические рекомендации Минздрава России от 10 августа 2021г. по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов

С опозданием лет на 10

В нормативных Минздравовских документах появилось очень важное положение: «Медицинская организация САМОСТОЯТЕЛЬНО принимает решение о полном или частичном ("смешанный документооборот") переходе на ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов без дублирования на бумажных носителях, а также о сроках такого перехода, исходя из своей технической готовности». 

10 лет назад все обрадовались бы этой фразе, но сейчас она свидетельствует в первую очередь о глобальном провале Минздрава, который фактически перекладывает ответственность за него на медицинские организации.

Как и следовало ожидать ожидаемого эффекта не произошло.

Переход к ЭМК и отказ от бумажной медкарты – не одно и то же

Здесь надо сделать одно очень важное замечание. Есть две (как минимум) трактовки:

Понимать разницу в подходах очень важно и с точки зрения восприятия информации от наших чиновников, в т.ч. ведущих. Например, «Электронные медицинские карты должны заработать во всех медицинских организациях страны к концу 2019 года. Об этом сообщила заместитель председателя федерального фонда ОМС Светлана Кравчук в прямом эфире в рамках рубрики "Минздрав на связи" (18 сентября 2019. /ТАСС/). Видимо, милая дама имела в виду именно второй вариант.

Поэтому в дальнейшем мы будем говорить именно о полной ЭМК, обеспечивающей возможность полного отказа от бумажной карты.

Черепашьи темпы полного перехода на ЭМК

В марте 2022 года АРМИТ совместно с компанией МИР («Медицинские Информационные Решения») провели опрос медработников России с целью оценить их взгляд на ход цифровизации российского здравоохранения.

Опрос проводился среди медицинских специалистов, пользователей мобильного приложения «Справочник врача», разработанного компанией «МИР». С использованием этого сервиса, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны, уже проводились опросы и Общероссийским Народным Фронтом (ОНФ), Национальной Медицинской Палатой, АРМИТ.

В опросе 2022 года приняли участие около 2 500 респондентов из 85 (!) регионов РФ. Проведено сопоставление с результата опроса 2019 года: 5 080 респондентов из 85 регионов РФ.

В 2019 году на вопрос «Ваша организация полностью отказалась от ведения бумажной медицинской карты пациента» утвердительно ответили 4% врачей. А в 2022 году – 14%. Кого-то устраивают такие темпы? Думаю, что таких немного.

Почему Минздрав России не рвется к уходу от бумажных медкарт?

  1. Это связано с большой организационной работой, а любителей и умеющих работать в ИТ-блоке Минздраве, видимо, немного.
  2. Может выясниться, что в некоторых регионах и медицинских организациях (МО) часть компьютеров недопоставлена, средства на их приобретение разворованы и т.д. А при неполной оснащенности медорганизаций средствами вычислительной техники вводить ЭМК невозможно. Реальная ЭМК либо есть, либо ее нет.
  3. При широком внедрении ЭМК проявится несовершенство нормативной базы.
  4. Отсутствуют средства объективного контроля (мониторинга) ситуации.
  5. Появление объективной информации (что является неизбежным следствием внедрения ЭМК) может войти в противоречие с победными реляциями Минздрава, регионов и конкретных медорганизаций по многим вопросам.
  6. Необходимо постоянно разъяснять в медорганизациях преимущества и неизбежность ЭМК; готовить обучающие материалы.

Что должно быть сделано, чтобы прекратить существующий балаган и реально ускорить переход к ЭМК?

  1. Установление предельных сроков перехода регионов и отдельных медорганизаций на ЭМК. Например, в области Х в течении одного года 50% МО должны перейти на ЭМК, 2-х лет – 80%, 3-х лет – 100%.
  2. Подготовка полного пакета нормативных и методических документов, необходимых для перехода к ЭМК. В т.ч. четкой регламентации перехода в смешанному документообороту; включая четкий перечень ситуаций, когда допускается ведение бумажного документооборота.
  3. Создание в рамках общей системы мониторинга ЕГИСЗ блока мониторинга перехода на ЭМК регионов и отдельных мед организаций. Такую систему предстоит создавать, как я понимаю, практически с нуля. Но без этого не обойтись. Без постоянного контроля такая сложная система, как ЭДО в принципе создана быть не может.
  4. Анализ и тиражирование опыта медорганизаций, успешно, осуществивших переход к ЭМК.
  5. Создание федерального и (или) региональных консультационных центров (горячих линий) по переходу на ЭМК. А их уже много.
  6. Моральное и материальное стимулирование руководителей медорганизаций, переходящих на ЭМК.

Конечно, это не полный список, но думаю, что без этого не обойтись. 

Полный переход к безбумажным технологиям - безусловно, очень большая и сложная задача, но ее надо решать, а не выдавать исторические «афоризмы» в стиле нашей постоянно всплывающей ИТ-хрюши – Т.В.Зарубиной: «Мы в начале пути. Мы на правильном пути. Точка невозврата пройдена!»

В противном случае эта задача не будет решена еще многие годы, сколько бы денег в нее не вбухали. А многие врача будут продолжать ненавидеть компьютерщиков, считая их виновниками невозможности нормально работать.

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ



Оцените эту информацию