Детектив по имени «ЭМК»
Переход от бумажной медицинской карты к электронной является одной из важнейших, если не самой важной задачей цифрового здравоохранения. Серьезные опросы медиков показывают, что именно невозможность ухода от бумажных карт является главным тормозом цифровизации. Почему с этой задачей не удается справиться в масштабе страны и, как ее надо решать, пойдет речь ниже.
Из новейшей истории цифрового здравоохранения
«Совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание и внедрение в деятельность учреждений здравоохранения медицинских информационно-справочных систем, в том числе в целях ведения электронной истории болезни… Срок исполнения - 31 декабря 2012г.» (Из перечня поручений по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России (8 июля 2010). Председатель Совета Президент РФ Д.А.Медведев)
Проект пакета нормативных документов, регламентирующего все аспекты создания и функционирования ЭМК, представлен Борисом Зингерманом в Экспертный совет Минздрава по использованию ИТ в системе здравоохранения в октябре 2015г. Но его утверждение (несмотря на прямое распоряжение заместителя министра) было заблокировано руководительницами Совета Е.Бойко и Т.Зарубиной.
В первоначальной версии 242 ФЗ - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 - было упоминание о возможности использования ЭДО. Но Минздравовские юристы по каким-то им одним ведомым причинам и без согласования с ИТ-профессионалами решили, что это лишнее, и лихо убрали. Кое с кем из них мне удалось пообщаться. О впечатлениях умолчу. Нормативной лексики не хватит.
Еще через 2 года (14 июня 2019г.) Минздрав России с’имитировал, как бы, обсуждение проект приказа «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде». Было сделано все, чтобы избежать реального общественного обсуждения. Не удалось. АРМИТ и Нацмедпалата такое обсуждение организовали. Перечень замечаний составил 8. Потребовался еще год обсуждений.
Наконец-то, в январе 2021г. появился долгожданный Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”
Поняв, что приказ мало пригоден к практическому использованию, Минздрав через 7 месяцев родил Методические рекомендации Минздрава России от 10 августа 2021г. по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов
С опозданием лет на 10
В нормативных Минздравовских документах появилось очень важное положение: «Медицинская организация САМОСТОЯТЕЛЬНО принимает решение о полном или частичном ("смешанный документооборот") переходе на ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов без дублирования на бумажных носителях, а также о сроках такого перехода, исходя из своей технической готовности».
10 лет назад все обрадовались бы этой фразе, но сейчас она свидетельствует в первую очередь о глобальном провале Минздрава, который фактически перекладывает ответственность за него на медицинские организации.
Как и следовало ожидать ожидаемого эффекта не произошло.
Переход к ЭМК и отказ от бумажной медкарты – не одно и то же
Здесь надо сделать одно очень важное замечание. Есть две (как минимум) трактовки:
Понимать разницу в подходах очень важно и с точки зрения восприятия информации от наших чиновников, в т.ч. ведущих. Например, «Электронные медицинские карты должны заработать во всех медицинских организациях страны к концу 2019 года. Об этом сообщила заместитель председателя федерального фонда ОМС Светлана Кравчук в прямом эфире в рамках рубрики "Минздрав на связи" (18 сентября 2019. /ТАСС/). Видимо, милая дама имела в виду именно второй вариант.
Поэтому в дальнейшем мы будем говорить именно о полной ЭМК, обеспечивающей возможность полного отказа от бумажной карты.
Черепашьи темпы полного перехода на ЭМК
В марте 2022 года АРМИТ совместно с компанией МИР («Медицинские Информационные Решения») провели опрос медработников России с целью оценить их взгляд на ход цифровизации российского здравоохранения.
Опрос проводился среди медицинских специалистов, пользователей мобильного приложения «Справочник врача», разработанного компанией «МИР». С использованием этого сервиса, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны, уже проводились опросы и Общероссийским Народным Фронтом (ОНФ), Национальной Медицинской Палатой, АРМИТ.
В опросе 2022 года приняли участие около 2 500 респондентов из 85 (!) регионов РФ. Проведено сопоставление с результата опроса 2019 года: 5 080 респондентов из 85 регионов РФ.
В 2019 году на вопрос «Ваша организация полностью отказалась от ведения бумажной медицинской карты пациента» утвердительно ответили 4% врачей. А в 2022 году – 14%. Кого-то устраивают такие темпы? Думаю, что таких немного.
Почему Минздрав России не рвется к уходу от бумажных медкарт?
Что должно быть сделано, чтобы прекратить существующий балаган и реально ускорить переход к ЭМК?
Конечно, это не полный список, но думаю, что без этого не обойтись.
Полный переход к безбумажным технологиям - безусловно, очень большая и сложная задача, но ее надо решать, а не выдавать исторические «афоризмы» в стиле нашей постоянно всплывающей ИТ-хрюши – Т.В.Зарубиной: «Мы в начале пути. Мы на правильном пути. Точка невозврата пройдена!»
В противном случае эта задача не будет решена еще многие годы, сколько бы денег в нее не вбухали. А многие врача будут продолжать ненавидеть компьютерщиков, считая их виновниками невозможности нормально работать.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ