АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(495) 728-64-32
Поиск:

Вернуться на главную

Новости


16.09.2019

Назначение Е.Л.Бойко заместителем Министра – прямое и откровенное противодействия курсу Президента России на создание цифрового здравоохранения.
Что делать?

Ровно год назад нами было направлено открытое письмо Министру здравоохранения В.И.Скворцовой.

В письме было сказано, что главная причина неудовлетворительного состояния цифрового здравоохранения – катастрофически низкий уровень управления в этой сфере, обусловленный некомпетентностью и безответственностью двух непосредственных руководителей цифровизации российского здравоохранения - Директора Департамента ИТ и связи Минздрава России Е.Л.Бойко и главного (и по названию и по статусу) ИТ-специалиста Минздрава - Замдиректора по ИТ ЦНИИОиЗ Минздрава России (профильного НИИ Минздрава), одновременно - Главного внештатного специалиста Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Т.В.Зарубиной.

В письме были изложены и наши предложения по выходу из кризисного состояния. Однако, полученный нами тогда ответ Минздрава, даже, и отпиской назвать было нельзя. В лучшем случае – практическим пособием по подготовке бюрократических отфутболиваний.

Прошел год. За это время уважаемая Елена Львовна, видимо, в награду за развал работы, из директора профильного департамента была повышена до должности заместителя министра, курирующего вопросы цифрового здравоохранения. Все проблемы остались. Вот лишь несколько эпизодов:

  1. Круглый стол «Единый цифровой контур в здравоохранении – проблемы нормативного регулирования, парламентский контроль», организованный Комитетом Государственной Думы по охране здоровья (01.04.2019). Полную информацию о мероприятии и событиях не нем см. здесь. В свойственной ей бодрой и жизнеутверждающей манере Зам. министра Е.Л.Бойко (далее – Е.Л.) поведала собравшимся о светлых и неизбежных перспективах развития ИТ в сфере здравоохранения под ее чутким руководством. Но на реплику о том, что очень многие врачи НЕНАВИДЯТ информатизаторов, за то, что они фактически мешают их работе, Е.Л., даже, и возражать не пыталась. И без особых колебаний и смущения с этим согласилась. После признания факта, что трата 50 млрд. привела к таким плачевным результатам, ответственному за это чиновнику вообще-то надо мгновенно подавать в отставку (но это же при наличии чувства ответственности и совести). А с Е.Л., что называется, «как с гуся вода». Или ей на реальные результаты своей деятельности, на врачей, на пациентов просто наплевать?
  2. Прямая линия с Президентом РФ В.В.Путиным. 20.06.2019. Вопрос о ситуации с обеспечением льготными лекарствами: люди не могут получить жизненно нужные препараты (временной интервал обсуждения: 36:40-43:10).

    В.В.Путин: «Склады завалены лекарствами, а до потребителя они не поступают. Почему?. … В распорядительной сети нет этой информации. Лекарств полно, а в аптечной сети нет. Нужно наладить информационную работу».

    Министр здравоохранения В.И.Скворцова: «Организаторы здравоохранения не знают на каких складах, какие остатки … Как правило, это те регионы, где нет нормальной цифровой системы льготного лекарственного обеспечения».

    Я не настолько наивен, чтобы считать, что все проблемы - в недостаточном использовании ИТ. Но любой специалист-компьютерщик понимает, что сделать программу, которая будет показывать наличие лекарств на складах, а рядом – их наличие в аптеках – не особо сложная и по сравнению с ее актуальностью - копеечная задача. И не надо разработку такой системы перекладывать на регионы. Это задача федерального уровня. И на федеральном уровне должны следить, чтобы эта система «наполнялась» данными в регионах корректно. Если эти данные смогут видеть и губернаторы, и региональные министры, и в Минздраве России, и в Счетной палате и т.д., то у должностных лиц, ответственных за то, что люди не могут получить лекарства, будет значительно меньше поводов делать удивленные глаза и говорить «а мы и не знали, что оказывается-то все есть».

    И кто же виноват в том, что такие элементарные и, что называется, лежащие на поверхности решения не внедряются повсеместно? Папа Римский? В.В.Путин? Еще кто-то? А может быть - ИТ-блок самого Минздрава? Потратить на ЕГИСЗ 45-50 млрд. и не решить задачи такого рода – это на мой взгляд не просто очередной «косяк», это – преступление против народа своей страны.

  3. Как специалист, более 30 лет, занимавшийся разработкой и внедрением скрининговых систем для раннего выявления онкологических, кардиологических и др. социально значимых заболеваний (т.е. именно того, о чем идет речь в Майских указах Президента) не могу не коснуться темы создания систем ранней диагностики:
    • Эти системы дают колоссальный рост выявляемости заболеваний на ранних стадиях. Постоянное относительное снижение стоимости компьютерного «железа», современные технические средства (и в т.ч. телемедицина) открывают широчайшие возможности использования таких систем.
    • В 2014 году АРМИТ с привлечением большого числа экспертов были разработаны типовые требования к информационным системам для решения задач профилактики, диспансеризации, скрининга (МИС-Профилактика). Со стороны Минздрава ноль внимания.
    • На международных форумах MedSoft-2014, MedSoft-2016 и MedSoft-2017, организованных АРМИТ, были проведены конкурсы на лучшие уже существующие информационные системы этого класса, о подготовке и результатах которых мы также сообщали в Минздрав. Ноль внимания.
    • Мы неоднократно направляли наши конкретные предложения по этой теме и в Экспертный совет Минздрава по использованию ИКТ в системе здравоохранения, и лично Е.Л.Бойко (в частности, в конце 2016 года). Ноль внимания.

Список несделанного можно продолжать и продолжать. Об этом мы писали и год назад.

В значительной степени именно из-за персональной некомпетентности и безответственности Бойко и Зарубиной. мы имеем совершенно неудовлетворительное состояние цифровизации российского здравоохранения.

До тех пор, пока Бойко и Зарубина управляют развитием, а в нашем случае – стагнацией цифрового здравоохранения, Минздрав теряет право жаловаться на недостаток финансирования. Безграмотное управление – «сожрет» любые выделяемые государством средства.

Под их «чутким» руководством наша в высшей сфере технологичная и интеллектуально емкая сфера на глазах превращается в откровенное болото.

Если ситуация радикально не изменится, то и выполнение майских указов Президента и Национальный проект «Здравоохранение» в части использования ИТ, неизбежно будут провалены. И 177 млрд., выделенные на решение этих задач до 2024 года, в значительной части присоединятся к уже бездарно потраченным 50 млрд.

Наверняка, кто-то скажет, что надо бы как-то помягче, пополиткорректней. Чтобы приседания были пониже, чтобы колокольчик в носу просителя (в данном случае – в моем) звенел помелодичней и поподобострастней.

Но когда подумаешь, сколько сотен тысяч жизней можно было бы спасти, скольким миллионам людям можно было сохранить здоровье, то можно сказать и открытым текстом

Бойко и Зарубину надо немедленно снимать с их должностей!

Пугает только одно: как бы им на смену не пришли еще худшие.

Наши предложения - первоочередные конкретные действия, которые надо предпринять для выхода из кризиса, см. в прил. файле. Это конечно, не исчерпывающий список, но, полагаю, что без них не обойтись.

Коллеги! Я готов и более детально аргументировать все выше сказанное. Жду Ваши отзывы, замечания, предложения. Считаю необходимым в самое ближайшее время направить обращение в Правительство, в Администрацию Президента, в Счетную палату, в Общероссийский Народный фронт (ОНФ).

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ