Как Вы уже вероятно знаете, 16 января состоялось первое заседание Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения. Прошло всего две недели, а вокруг Совета разгорелись нешуточные страсти. И надо признать, что для этого имеются вполне объективные причины:
Непрозрачность процедуры подготовки положения о Совете; я, как и многие другие (если практически не все) увидели положение о Совете только на первом заседании.
Своеобразие технологии формирования Совета. Мне кажется, что ряд членов Совета еще совсем недавно были бы очень удивлены, узнав, что они являются ЭКСПЕРТАМИ в нашей очень непростой предметной области.
У многих фирм-разработчиков (в т.ч. и ведущих) возникло подозрение, что попадание в число членов Совета является некоторым индикатором: эти – хорошие, а прочие (не попавшие) – второй сорт. И эти «первосортные» станут «главными» по соответствующим направлениям. Предыдущий опыт показывает, что эти опасения не лишены оснований. Мне кажется, что руководство Совета должно абсолютно однозначно расставить точки над “I” в этом вопросе: Экспертный совет – это совет ЭКСПЕРТОВ (которые бесплатно работают на общие задачи), а не группировка лоббистов. Может быть, целесообразно создать Совет главных конструкторов (название обсуждаемо), куда войдут представители именно фирм-разработчиков; но это уже отдельная тема.
В обилии этих “неопределенностей”, есть и вина тех, к кому обращался Минздрав при подготовке Совета (в том числе, безусловно, и лично моя). С самого начала надо было держать в курсе дела профсообщество и открыто говорить: “это мы предложили”, “в этом нам отказали”,” здесь нас просто не услышали”. Естественно, что мы хотели, как лучше (т.е. не напрягать отношения с Минздравом), а получили – “как всегда”. Это нам урок – не надо было “варежку разевать”.
Месяца через 3-4 (а возможно, и раньше все встанет на свои места). Мне кажется, что члены Совета (как и многих подобных структур) скоро разделятся (условно) на несколько групп:
“Локомотивы” - активные участники Совета, которые стараются определять политику Совета и сами при этом делают большую работу
“Тяжеловесы” - специалисты, способные выполнить большой объем работы, но особой инициативы сами не проявляющие
“Участники” - более или менее активные участники процесса
“Спящие” и “Свадебные генералы” – возможно, очень грамотные специалисты, но без работы в Совете прекрасно обойдутся
“Тормоза”. Основная тема выступлений: “Это уже сделано” (и, как правило, именно ими самими) и “этого вполне достаточно”; “Это уже сделано за границей” (хочется спросить, и что из этого следует?); “Все равно ничего не получится” и т.п. Штатные скептики должны быть в любом коллективе, но их число не должно превосходить число тех, хочет и может что-то сделать.
Необходимо создать в Совете механизм ротации членов: включение профессионалов, готовых активно работать, и исключение тех (возможно, очень грамотных специалистов), кому эта деятельность не очень нужна. В противном случае работа Совета будет очень затруднена.
Но главное, все-таки, состоит в другом: готов ли Совет в принципе к решению реальных задач, стоящих перед ним:
Готов ли Минздрав услышать мнение профсообщества; и не только услышать, но и материализовать это в конкретные действия. Или все сведется к бесконечной и бесполезной говорильне, после чего нам скажут “Вам дали почирикать? Дали. Ну, и где результаты? Вы же сами друг с другом договориться ни о чем не в состоянии”.
Готовы ли члены Совета конструктивно сотрудничать и с Минздравом и между собой, а не тянуть на одеяло на себя при каждом удобном случае. Придется пахать! От приходящих нянь проку не будет.
Если этого удастся добиться, то все остальные вопросы решаемы. Первые шаги дают основания для определенного оптимизма. Никто не пытается дать понять, что основным принципом работы Совета будет нечто в стиле “Я начальник, ты – дурак”. На прошлой неделе для членов Совета была проведена демонстрация работы Информационно-аналитической системы Минздрава с нормальным обсуждением и вполне профессиональными комментариями зам. директора Департамента информатизации и связи Минздрава Романа Сафронова (качество системы сейчас не обсуждается). Начался процесс формирования рабочих групп.