Ровно год назад нами было направлено открытое письмо Министру здравоохранения В.И.Скворцовой.
В письме было сказано, что главная причина неудовлетворительного состояния цифрового здравоохранения – катастрофически низкий уровень управления в этой сфере, обусловленный некомпетентностью и безответственностью двух непосредственных руководителей цифровизации российского здравоохранения - Директора Департамента ИТ и связи Минздрава России Е.Л.Бойко и главного (и по названию и по статусу) ИТ-специалиста Минздрава - Замдиректора по ИТ ЦНИИОиЗ Минздрава России (профильного НИИ Минздрава), одновременно - Главного внештатного специалиста Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Т.В.Зарубиной.
В письме были изложены и наши предложения по выходу из кризисного состояния. Однако, полученный нами тогда ответ Минздрава, даже, и отпиской назвать было нельзя. В лучшем случае – практическим пособием по подготовке бюрократических отфутболиваний.
Прошел год. За это время уважаемая Елена Львовна, видимо, в награду за развал работы, из директора профильного департамента была повышена до должности заместителя министра, курирующего вопросы цифрового здравоохранения. Все проблемы остались. Вот лишь несколько эпизодов:
Прямая линия с Президентом РФ В.В.Путиным. 20.06.2019. Вопрос о ситуации с обеспечением льготными лекарствами: люди не могут получить жизненно нужные препараты (временной интервал обсуждения: 36:40-43:10).
В.В.Путин: «Склады завалены лекарствами, а до потребителя они не поступают. Почему?. … В распорядительной сети нет этой информации. Лекарств полно, а в аптечной сети нет. Нужно наладить информационную работу».
Министр здравоохранения В.И.Скворцова: «Организаторы здравоохранения не знают на каких складах, какие остатки … Как правило, это те регионы, где нет нормальной цифровой системы льготного лекарственного обеспечения».
Я не настолько наивен, чтобы считать, что все проблемы - в недостаточном использовании ИТ. Но любой специалист-компьютерщик понимает, что сделать программу, которая будет показывать наличие лекарств на складах, а рядом – их наличие в аптеках – не особо сложная и по сравнению с ее актуальностью - копеечная задача. И не надо разработку такой системы перекладывать на регионы. Это задача федерального уровня. И на федеральном уровне должны следить, чтобы эта система «наполнялась» данными в регионах корректно. Если эти данные смогут видеть и губернаторы, и региональные министры, и в Минздраве России, и в Счетной палате и т.д., то у должностных лиц, ответственных за то, что люди не могут получить лекарства, будет значительно меньше поводов делать удивленные глаза и говорить «а мы и не знали, что оказывается-то все есть».
И кто же виноват в том, что такие элементарные и, что называется, лежащие на поверхности решения не внедряются повсеместно? Папа Римский? В.В.Путин? Еще кто-то? А может быть - ИТ-блок самого Минздрава? Потратить на ЕГИСЗ 45-50 млрд. и не решить задачи такого рода – это на мой взгляд не просто очередной «косяк», это – преступление против народа своей страны.
Список несделанного можно продолжать и продолжать. Об этом мы писали и год назад.
В значительной степени именно из-за персональной некомпетентности и безответственности Бойко и Зарубиной. мы имеем совершенно неудовлетворительное состояние цифровизации российского здравоохранения.
До тех пор, пока Бойко и Зарубина управляют развитием, а в нашем случае – стагнацией цифрового здравоохранения, Минздрав теряет право жаловаться на недостаток финансирования. Безграмотное управление – «сожрет» любые выделяемые государством средства.
Под их «чутким» руководством наша в высшей сфере технологичная и интеллектуально емкая сфера на глазах превращается в откровенное болото.
Если ситуация радикально не изменится, то и выполнение майских указов Президента и Национальный проект «Здравоохранение» в части использования ИТ, неизбежно будут провалены. И 177 млрд., выделенные на решение этих задач до 2024 года, в значительной части присоединятся к уже бездарно потраченным 50 млрд.
Наверняка, кто-то скажет, что надо бы как-то помягче, пополиткорректней. Чтобы приседания были пониже, чтобы колокольчик в носу просителя (в данном случае – в моем) звенел помелодичней и поподобострастней.
Но когда подумаешь, сколько сотен тысяч жизней можно было бы спасти, скольким миллионам людям можно было сохранить здоровье, то можно сказать и открытым текстом
Пугает только одно: как бы им на смену не пришли еще худшие.
Наши предложения - первоочередные конкретные действия, которые надо предпринять для выхода из кризиса, см. в прил. файле. Это конечно, не исчерпывающий список, но, полагаю, что без них не обойтись.
Коллеги! Я готов и более детально аргументировать все выше сказанное. Жду Ваши отзывы, замечания, предложения. Считаю необходимым в самое ближайшее время направить обращение в Правительство, в Администрацию Президента, в Счетную палату, в Общероссийский Народный фронт (ОНФ).