Не все прекрасно в королевстве МИАЦ
Система Медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) призвана играть значительную роль в развитии цифрового здравоохранения России. В ряде регионах именно они – движущая сила цифровизации. Поэтому мы в очередной раз взялись за работу по актуализацию, хотя бы основной информации по МИАЦ и представляем Вам Список МИАЦ с их реквизитами, названиями сайтов, ФИО руководителей.
Кадровая и прочая хрень. Виноваты все кроме Т.В.Зарубиной!
По информации с сайтов МИАЦ за два года (с осени 2018 года) сменилось 35 (тридцать пять !!!) руководителей МИАЦ, т.е. в 42% МИАЦ. В 16-ти МИАЦ руководители являются только и.о. (исполняющими обязанности). Кстати, за предыдущий двухлетний период (с лета 2016 до осени 2018) сменилось тоже немало руководителей – 18. Возможно, я чего-то недопонимаю, но мне кажется, что это кадровая катастрофа. При такой сменяемости кадров система в принципе эффективно работать не может. И думаю, что дело не в личной некомпетентности или безответственности руководителей МИАЦ, хотя, наверняка, и такое бывает.
Возникает естественный вопрос: а кто вообще отвечает за систему МИАЦ?
Судя по всему, методическое руководство МИАЦ осуществлялось в первую очередь ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (ЦНИИ ОиИЗ). До поры до времени главную прынцессу в этом королевстве активно пыталась изображать Т.В.Зарубина – замдиректора ЦНИИОиЗ по ИТ, и одновременно Главный внештатный специалист (ГВС) Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении. Кроме то в качестве ГВС мадам Зарубина официально возглавляла Профильную комиссию Минздрава по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, более половины членов которой (65 из 112 в 2016 году) были руководителями МИАЦ. И отчитывались они именно перед ней. Наблюдал это лично.
В свое время систематизированная информация о МИАЦ была представлена на сайте ЦНИИ ОиИЗ. Два года назад страничка МИАЦ на сайте еще существовала, хотя найти ее было очень непросто. Но сейчас этой страницы нет. Возможно, решили, что демонстрировать давно не обновляемое старье без надобности.
Затем тема МИАЦ, видимо, окончательно перестала волновать глубокоуважаемую Т.В.Зарубину. И к длинному списку ее бездарных провалов прибавился еще один – провал в работе с МИАЦ. Политика Зарубиной – это политика перекладывания на регионы ответственности за проваленную ею работу по организации региональной цифровизации. В результате каждый МИАЦ должен решать свои проблемы самостоятельно - без серьезной методической и организационной поддержки.
Пример «эффективного» взаимодействия центра с регионами. На совещании по вопросам здравоохранения в Приморском крае в ноябре 2018 года министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова заявила: «У вас в регионе сложилась достаточно сложная ситуация – действует 10 разных медицинских информационных систем. Из них две претендуют на лидирующие позиции. А у нас задача создать Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Никто не виноват, что в 2010 году это было запущено как лоскутное одеяло….». (полностью - см. здесь). Конечно же никто (из своих) не виноват! Такая вот неожиданная неожиданность! Кто бы мог подумать?!
Понятно, что в таких условиях региональные МИАЦ частенько будут крайними, а их руководители будут периодически и бесславно слетать с работы, как желтые листья при осеннем ветре (хотя и не столь романтично).
Если Вы обнаружите неточности в наших данных, большая просьба сообщить нам об этом. Непременно исправим.
Что можно и нужно сделать в первую очередь, чтобы навести порядок?
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ