Это, безусловно, революционный документ, появления которого мы ждали лет 10 – с самого начала создания ЕГИСЗ. Как всегда, после появления радикальных изменений, появляется много вопросов. Данный случай – не исключение. В ближайшее время мы опубликуем точки зрения ведущих экспертов, а пока позволю себе высказать свою точку зрения
При переходе на электронный документооборот (ЭДО) в части его наиболее сложной и проблемной компоненты – электронной медицинской карте (ЭМК) - сразу же встает вопрос об оснащении компьютерами ВСЕХ без исключения рабочих мест персонала, связанных с вводом и просмотром ЭМК. Если, хотя бы у одного специалиста компьютера нет, то непонятно, как он сможет вводить и просматривать данные в ЭМК, и, следовательно, вся цепочка рушится. Вопрос: А как у нас в стране обстоит дело со 100-процентной оснащенностью медорганизаций компьютерами? Боюсь, что этого не знает никто; в т.ч. и Минздраве России.
На круглом столе «Единый цифровой контур в здравоохранении – проблемы нормативного регулирования, парламентский контроль» в Госдуме в апреле 2019 года тогдашний Зам. министра по цифровому здравоохранению Елена Бойко заявила, что на тот момент в медорганизациях установлено 580 тыс. компьютеров. Для полного счастья (оснащения) надо установить еще «всего лишь» 240 тыс. компьютеров, доведя их число до 820 тыс. (38-я мин. записи), что составляет сумму, как минимум, 000.000.000 рублей. Полагаю, что реальная стоимость существенно больше, т.к. точность расчетов вызывает большие сомнения, и надо учитывать компьютеры, подлежащие замене в связи с их физическим и моральным износом. В условиях нынешнего состояния экономики 12 и более млрд. - сумма гигантская. Поэтому надо признать, что попытка вводить ЭДО по всей стране в обязательном порядке было бы абсолютно нереалистичной.
Поэтому, в существующих условиях полный переход к ЭДО возможен только в отдельных медицинских организациях. Но и такой «урезанный» вариант имеет, как минимум, два существенных плюса:
Готовые медорганизации не должны дожидаться неготовых и тормозить свое развитие.
Их опыт перехода к ЭДО – лучший аргумент в споре с теми, кому всегда чего-то не хватает (денег, желания, времени, мозгов и т.д.).
При этом все (или почти все) понимают, что до бесконечности это растопыренное положение продолжаться не может, т.к. складывается ситуация, как, если бы одни автомобили ездили по определенным правилам, а другие – как хотят. Поэтому Минздраву России, все-таки, придется ограничить продолжительность этого переходного периода. Но предварительно потребуется, как минимум, дооснастить всех компьютерами и всей необходимой инфраструктурой.
В приказе много позиций, вызывающих неоднозначную оценку специалистами. Поэтому предстоит:
Систематизировать все разумные замечания и организовать их анализ и принятие.
Подготовить необходимые методические материалы по переходу медорганизаций к ЭДО, не надеяться, что «на местах» сами во всем разберутся.
АРМИТ готова включиться в эту работу. И в качестве первого шага приступаем к сбору Ваших замечания, предложения, рекомендаций.
На MedSoft-2021обязательно будет секция, посвященная переходу медицинских организаций на ЭДО.