«Нитка жемчуга» или «СуперАпп»?
На прошедшем MedSoft-2022 состоялась интересная дискуссия, которая началась на секции по телемедицине, а продолжилась на круглом столе по персональным медицинским помощникам.
Суть дискуссии в следующем: должны ли все ИТ функции интегрироваться в МИС или могут быть реализованы как отдельные (в частности, облачные) приложения, которые врач использует для решения определенных задач?
Понятно, почему такая дискуссия возникла именно в части дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов.
Это связано с тем, что в такой системе мониторинга появляется новая активная "роль" - пациент, который должен активно передавать информацию о своем здоровье (с помощью гаджетов или мобильных приложений). Обычно такое включение пациента в защищенный контур медицинской организации не допускается, поэтому для мониторинга обычно делают отдельные облачные платформы (например наша платформа Medsenger), в которых пациент "генерирует" информацию, а врач ее использует для ведения и дистанционной поддержки и помощи своему пациенту.
На MedSoft-2022 многими участниками было заявлено очень "категоричное мнение", что врач должен видеть и использовать данные мониторинга пациентов в едином интерфейсе своей МИС!
И я с таким мнением не согласен и считаю, что если каждый из нас посмотрит на свой мобильный телефон, то увидит много различных приложений, каждое из которых наилучшим образом решает ту или иную конкретную задачу. Именно благодаря этому смартфон стал такой универсальной "игрушкой", обеспечивающей множество наших разнообразных потребностей.
Такой же подход, на мой взгляд, вполне приемлем и для врачей. Если мы посмотрим на сегодняшние МИСы, то они превратились в неповоротливых "монстров", которые пытаются решать все проблемы здравоохранения от кадрового учета врачей и диетпитания до дистанционного мониторинга. Именно из-за такой всеохватности МИС часто не может быстро и эффективно решить узкую специализированную задачу.
Однако, значительная часть аудитории (голосование не проводилось) на МедСофт-2022 все же настоятельно требовала включения всего функционала в единый интерфейс МИС.
Описанная проблема не является нашей внутренней, а вызывает яростные споры по всему миру. Так компания McKinsey недавно провела опрос ИТ-директоров и ключевых лидеров здравоохранения - https://www.mckinsey.com/industries/healthcare-systems-and-services/our-insights/digital-health-ecosystems-voices-of-key-healthcare-leaders
В частности, один из вопросов был: "Предпочитаете ли вы подход «Нитка Жемчуга» или «СуперАпп»?
Подход «Нитка Жемчуга», при котором отдельные специализированные приложения ссылаются друг на друга, а клиенту требуется только единая учетная запись для входа. А «СуперАпп» предполагает интеграцию различных решений в одно приложение.
Мнение европейских экспертов разделились: 64% считают «Нитку жемчуга» более реалистичным подходом. 36% проголосовали за «СуперАпп».
У нас такие дискуссии пока не проводились и интересно было бы знать мнение коллег по данному поводу.
Борис Зингерман
Генеральный директор Ассоциации НБМЗ