Открытое письмо Министру здравоохранения
Российской Федерации М.А.Мурашко
Минздрав России – главный тормоз цифрового
здравоохранения Российской Федерации
Глубокоуважаемый Михаил Альбертович!
Одним из первых Ваших действий на посту Министра здравоохранения Российской Федерации было снятие с работы бездарно провалившейся Елены Бойко - заместителя Министра, отвечающей за цифровизацию здравоохранения.
Назначение на ее место г-на Пугачева поначалу вселило в нас надежды на радикальное изменение ситуации в нашей сфере - переход от показухи и безответственной болтовни к продуманной и обоснованной программе действий, формируемой с участием профессионального сообщества. Но наш оптимизм продлился недолго. Прошло два года, но все осталось по-прежнему; если, даже, не ухудшилось. Очень жаль, что г-н Пугачев, который на многих сначала произвел впечатление серьезного и неглупого человека оказался, судя по его реальным делам, Еленой Бойко 2.0
Но, если Е.Бойко, хотя бы, первое время пыталась изображать какую-то инициативу, то новый замминистра ограничился говорением общих слов и демонстрацией «умной» внешности. За два года с момента «воцарения» г-на Пугачева не было попыток исправить то, что нам досталось от его предшественницы.
В прошлом году исполнилось 10 лет с начала создания Единой Государственной Информационной Системы в сфере Здравоохранения (ЕГИСЗ). Но то, что мы видим сегодня, иногда откровенно ужасает. О указанных ошибках, к сожалению, нельзя говорить, как о отдельных неоптимальных решениях, неизбежных при реализации крупных проектов. Если в первые годы создания ЕГИСЗ ее недостатки можно было в какой-то степени объяснить желанием побыстрее сделать что-то хоть как-то работающее, то начиная с 2015 года мы имеем дело с результатами чудовищного непрофессионализма, безответственности, самодовольства и полнейшей бесконтрольности.
При существующих подходах ЕГИСЗ и ЕЦКЗ (единый цифровой контур здравоохранения) будут создаваться еще многие-многие годы, и результаты будут далекими от ожидаемых. Мы не первый раз пытаемся донести до руководства Минздрава, что главная причина существующего положения – не в недостатке финансирования и низком уровне разработок, а в катастрофически низком уровне управления цифровизацией, которое должно быть принципиально изменено.
Подробный перечень наиболее крупных провалов приведен в прил.1. Всю указанную информацию я готов аргументировать.
Мы пытались прийти к взаимопониманию
А начиналось все, вроде бы, очень хорошо. Наша первая встреча с уважаемым Павлом Сергеевичем состоялась летом 2020 года по инициативе Минздрава. Как мне показалось, она получилась в высшей степени конструктивной и доброжелательной. Мы договорились о совершенно конкретной программе сотрудничества Минздрава и АРМИТ (что было впоследствии отражено в официальном документе - см. прил.2) и о постоянных контактах.
Однако, на этом все и закончилось. Более полутора десятков писем г-ну Пугачеву, направленных по всем возможным адресам (включая официально переданные через Минздрав России) остались без ответа. Хочу отметить, что за этот период никаких недружественных действий со стороны АРМИТ не было.
1 октября 2021 года состоялся круглый стол тематической площадки Народного фронта «Здравоохранение», на котором были обозначены проблемы цифровизации здравоохранения и хода исполнения федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Модератор, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «Народный фронт уже не в первый раз возвращается к этой теме, мы детально обсуждали вопросы цифровизации здравоохранения, направляли решение в Правительство Российской Федерации и заинтересованным органам исполнительной власти, но серьезных подвижек в этом вопросе не видим». К обсуждению подключились все региональные отделения Народного фронта, всего в мероприятии, которое проходило онлайн, было зарегистрировано 250 точек подключения, в каждой из которых присутствовало от двух до пяти экспертов. Приглашенный на Круглый стол г-н Пугачев отделался общими фразами, что он, конечно, примет к сведению, вникнет, проанализирует и т.д. Но на этом все реакция Минздрава и закончилось.
В декабре 2021 мы направили г-ну Пугачеву письмо, в котором указывалось на самые более точки отечественного цифрового здравоохранения и предлагалось обсудить их со специалистами АРМИТ - самой крупной российской общественной организации) и другими представителя экспертного сообщества.
Но у Их Высокоблагородия Светлейшего князя Пугачева-Минздравовского не нашлось время не то, что на встречу, но, даже, и на ответ каким-то холопам, нижним, можно сказать, чинам. Ответ он перепоручил Директору Департамента цифрового развития и ИТ г-ну Ванькову. В итоге мы получили бюрократическую отписку, подготовленную в основном дилетантами. Схема везде одинакова: на совершенно конкретные вопросы практически везде следуют общие рассуждения, не подтвержденные проверяемыми фактами и данными, либо разговоры о том, что вот-вот все будет прекрасно.
Неужели атмосфера Минздрава столь пагубно действует не неглупых, вроде бы, людей, неожиданного вынесенных на уровень, несоответствующий их способностям и возможностям? Может быть это головокружение от успехов? Так ведь успехов не наблюдается. Речь идет не об отдельных неудачных решениях и ошибках, а о полной некомпетентности, доходящей до откровенного КРЕТИНИЗМА (готов привести примеры).
Неужели надо дождаться очередной смены кабинеты министров, чтобы избавиться от очередного пустого места?
Либо – о сознательном противодействии цифровизации здравоохранения. Но в этом случае г-ном Пугачевым должны заниматься соответствующие ведомства.
О санкциях г-на Пугачева против российских разработчиков
Хочется задать отнюдь не риторический вопрос: отдает ли себе отчет Павел Пугачев, заместителем министра здравоохранения какого именно государства он является? Судя по поступкам, а не по общей болтовне, г-н Пугачев не просто мало способствует, а откровенно противодействует развитию нашей страны в своей зоне ответственности. Причем приступил он к этой деятельности задолго до того, как на нас обрушилась волна санкций после 24 февраля 2022 года. Подробно об этом в прил.3
Не надо также забывать, что информатизация – это не только удобство взаиморасчетов и тому подобные задачи, но в первую очередь – очень мощное средство сохранения здоровья нации; в т.ч. и в контексте обороноспособности страны. Достаточно упомянуть широчайший круг задач профилактики и раннего выявления заболеваний. Возможно, некоторые новоявленные управленцы этого просто не понимают (или им просто на это наплевать), но профессионалам это разжевывать нет необходимости.
Когда ждать в ближайшее время нового пакета санкций против нас? Может быть для удобства переименовать замминистра в Псаки-Пугачев?
Что необходимо делать?
Полагаю, что:
Человек, который станет во главе цифровизации должен:
Практически всегда, когда обсуждается вопрос о ИТ-лидерах, нам намекают, что их главная задача – не столько отраслью управлять, сколько правильно «пилить» бюджет. Я не минуты не сомневаюсь, что найдутся профессионалы, которые и дело сделают, и финансы правильно распределят.
Задача Экспертного совета:
АРМИТ готова предложить список действительно высококлассных и принципиальных специалистов, которые могли бы войти в состав обновленного Экспертного совета.
Resume
М.М.Эльянов. Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения
+7-916-628-59-46, info@armit.ru
Приложения
Михаил Эльянов.
Президент АРМИТ