Из истории ЕГИСЗ. Тупой, еще тупее …
Сказать, что подготовка к созданию ЕГИСЗ проходила на высоком профессиональном и интеллектуальном уровне, было бы некоторым преувеличением. Тем не менее, желание Минздрава потратить денежки побыстрей (а там видно будет) было видно невооруженным взглядом с самого начала, т.е. с 2011 года. Хотя уже тогда многим было понятно, каковы будут результаты. Прошло более 12 лет и потрачена какая-то «мелочевка» - более 100.000.000.000 руб. Попробуем рассказать о некоторых эпизодах умилительной эпопеи.
За эти годы Минздрав так и не смог определиться с архитектурой ЕГИСЗ (иначе мы не обращались бы к этому вопросу сейчас. Мы прекрасно понимали, чем закончится этот маразм, и продолжали настаивать на наведении элементарного порядка в ЕГИСЗ… Только за последние полтора года мы трижды обращались в Минздрав России:
Вот текст из прил.1. к письму Министру «Провалы Минздрава России в сфере цифрового здравоохранения 2022» (п.18):
«18. Отсутствуют утвержденные четко сформулированные и проверяемые типовые требования к основным классам МИС (МИС медорганизаций, ЛИС, PACS и др.), а также – методик проверки соответствия конкретных МИС этим требованиям. Фактически здравоохранению навязывается бесконечное развитие «зоопарка» МИС без каких-либо критериев их оценки».
Со стороны Минздрава - ноль внимания. Даже, ответить не соизволили.
Меня могут упрекнуть в нескромности и самоцитировании, но позволю себе привести несколько кадров из презентации 2011(!) года. Это было программное выступление на 7-м международном форуме MedSoft-2011, которое обсуждалось и цитировалось и специалистами, и СМИ. В приведенных ниже кадрах я ничего не менял (можно проверить) - именно так все и было тогда написано: слово в слово.
Тогда в Минздраве никто на это не отреагировал. И то, что происходит сейчас - не случайность, а запрограммированная ситуация, которая не просто могла случиться, а которая не могла не случиться. Но в Минздраве же все умные! (или очень умные).
Конечно, в ту пору информатизацией в Минздраве командовали другие люди. Но у нынешних ИТ-лидеров было более, чем достаточно времени и возможностей исправить ситуацию. Но у них, видимо, как-то руки не дошли, хотя вопросы эти возникали и возникают постоянно. Мы постоянно писали об этом; например - Открытое письмо Министру. Бойко и Зарубину в отставку!
Мы понимали, что если не навести порядка с МИС медорганизаций, то рано или поздно наступит большая, извините, жопа. В 2013 АРМИТ была проведена огромная работа по разработке типовых требований к МИС, в которой приняли участие более 50 специалистов. Кстати, мы предлагали сотрудничество и Т.В.Зарубину, но Уважаемая Татьяна Васильевна, видимо, заподозрила, что мы охотимся за ее горячим профессорским телом и не дала (согласия на сотрудничество, естественно).
Нам удалось создать очень приличный документ «Анкета участника конкурса MedSoft на лучшие медицинские компьютерные системы медицинских организаций» (см. в разделе Анкеты для конкурсов). Была подготовлена подробнейшая анкета, позволяющая максимально формализовать процесс оценки. Из анкеты не «торчали уши» конкретных разработчиков, что было очень важно в период максимальной конкуренции МИС. Т.е. они не были бы «заточены» под конкретных вендоров. В том же разделе приведен список победителей конкурсов MedSoft 2013-2016 годов, проведенных по этой технологии.
Опыт показал, что сравнение различных МИС – вполне реальный и очень интересный процесс.
В отличие от участников форума Минздрав интереса ко всей этой истории, понятное дело, никакого не проявил, поскольку сладострастное лобызание минздравовских задниц в алгоритм выявления победителей конкурса включено не было.
В 2015 году Минздрав, вроде бы, утвердил эти требования, но как-то очень своеобразно. Т.В.Зарубина попробовала было возглавить перспективное направление (присвоив себе чисто по-свински чужие заслуги). Но, видимо, быстро поняла, что и для этого требуются мозги, а ей кроме пятачка предъявить нечего.
Кстати, помимо этих требований АРМИТ были разработаны детальные требования к Лабораторным информационным системам, PACS, системам для решения задач скрининга и т.д. Но это также Минздрав России совершенно не заинтересовало.
Эпоха двух дур. И тут прилетел Министр …
Наная с 2014-2015 мы вступили в эпоху безраздельного правления двух дур – Директора департамента цифрового развития Е.Л.Бойко и главного внештатного специалиста Минздрава по ИТ (а с 2022 и член-корреспондента РАН) Т.В.Зарубиной. Начиная с 2015 года главным документом в сфере цифрового здравоохранения стала Дорожная карта по развитию ЕГИСЗ в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг.». Это конечно, был шедевр … Например … Естественно, Мы неоднократно писали об этом шедевре в целом (Дорожная карта имени Ивана Сусанина) и об конкретных откровенных глупостях (Дорожная карта по топтанию на месте).
Кстати, значительная часть Дорожной карты была посвящена региональной теме:
Т.е. уже к концу 2018 года в вопросе региональных МИС все должно было бы быть решено. Я не случайно привожу этот подробный перечень, чтобы потом никто не мог сказать, что мы что-то не так поняли.
Пять лет эти две вышеуказанные дамы морочили голову всей стране, а в конце 2018 году «вдруг» выяснилось, что никто никакого интереса к итогам выполнения этого, с позволения сказать, документа не проявляет. Сколько «бабла» было при этом распилено, можно только догадываться. Если я в чем-то ошибаюсь, сообщите, пожалуйста.
Но тут в декабре 2018 года грянул м-а-а-а-а-ахонький гром. Министр здравоохранения В.И.Скворцова во время поездки в Приморский край ужаснулась, обнаружив там 10 различных МИС. Причем две из них претендовали на лидирующие позиции (Крутой поворот: Минздрав оставит не более двух медицинских информационных систем). Все, естественно, тоже ужаснулись, и решили, что должно быть не больше двух. Тогда создатели МИС тоже напряглись. Но быстро поняв, что «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось», успокоились.
В 2018 мы писали, что необходимо достучаться до Минздрава. «Если разработка ЕГИСЗ будет и дальше вестись на таком же катастрофически низком методическом уровне, если и дальше в разработке технической политики не будет реально участвовать экспертное сообщество, то не за горами очередное «удивление» Министра. А возможно, и кого-нибудь повыше».
Талант не тонет?
В начале 2020 года сексапильную Леночку вышвырнули из Минздрава за полный и откровенный идиотизм (см. Зам. министра Елена Бойко - позорище нашей страны и За что премьер Мишустин уволил самую высокооплачиваемую чиновницу Минздрава?). Переходящее знамя российского цифрового здравоохранения из ее абсолютно бескорыстных ручек приняли не менее бескорыстные ручки нового Замминистра Павла Пугачева, который сначала производил впечатление вполне цивилизованного и неглупого человека. Но, как гласит народная мудрость: «Внешность обманчива – сказал ежик, слезая со щетки». А вот главная минздравовская хрюша – Т.В.Зарубина усидела – вероятно зарылась в какую-нибудь кучу дерьма.
Наши обращения в Минздрав
Мы прекрасно понимали, чем закончится этот маразм, и продолжали настаивать на наведении элементарного порядка в ЕГИСЗ:
Вот текст из прил.1. к письму Министру «Провалы Минздрава России в сфере цифрового здравоохранения 2022» (п.18):
«18. Отсутствуют утвержденные четко сформулированные и проверяемые типовые требования к основным классам МИС (МИС медорганизаций, ЛИС, PACS и др.), а также – методик проверки соответствия конкретных МИС этим требованиям. Фактически здравоохранению навязывается бесконечное развитие «зоопарка» МИС без каких-либо критериев их оценки».
Со стороны Минздрава - ноль внимания.
Вопросы для умных
Задача реорганизации ЕГИСЗ может оказаться одной из самых масштабных и дорогостоящих за всю историю ЕГИСЗ. Для ее выполнения необходима серьезнейшая и не трехминутная профессиональная подготовка. Должны быть получены четкие и аргументированные ответы на ряд принципиальных вопросов:
Пока ответ на все эти вопросы – НЕТ!
Что же надо делать?
Возможно, это не все. Предлагайте.
Продолжение следует
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ